Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностьюСтраница 3
Он объясняет это тем, что нынешние суровые условия, несмотря на материальную самодостаточность в семье, снижают адаптивные свойства, делая человека уязвимее. «Высказывается предположение, что в последние десятилетия становится всё более очевидным влияние таких факторов, как безработица среди молодёжи, возрастающие требования к работоспособности и давление отбора в школе и вузе при одновременном снижении шансов на достойное будущее. Эти факторы признаются важными как для роста подростковых и детских суицидов, так и для роста числа эксцессов насилия в молодёжных движениях и объединениях молодёжных фанатов» [29 ,с67-68].
Вагин отмечает, что когда личность отклоняется от своего нормального пути, это вызывает напряжение, но все же если человек может справиться с этим напряжением, у него не появляется серьезных отклонений. Но когда человек не может справиться с этим напряжением, возникают отклонения (которые природные по своей сути, несут компенсаторный характер, то есть «норма»), и человек сам уже не может с ними справиться.
И все же человек стремиться оставить после себя след, быть полезным, удовлетворять потребность быть нужным но при этом не чувствовать страданий от жизни. Избавления от всех страданий является смерть (быстрое избавление – самоубийство, медленное – укорачивание время жизни всевозможными вредными препаратами, алкоголем). Но если человек не может оставить после себя след? Возможно, это и есть подкрепляющий мотив о своей заниженной самооценке, осознание своего отклонения от своего предназначения в обществе (пусть и малого). Невозможность справиться со своей никчемностью, понимания своей нежелательности.
Если в человеке еще живет неосознанная жизненная пустота, то человек пытается «позвать на помощь» любыми путями. Но в основном подросток с наличием низкой самооценки, неумением справляться со своими страхами, боязнь проявлять инициативность, неумение быть ответственным, порождает плохое представление о своей жизни, и поэтому призывом о помощи может стать и суицидальная активность [14, с35].
«Мы продолжаем верить, что человек — единственное существо на Земле, имеющее возможность бесконечного развития и творческого самосовершенствования. В соответствии с этой верой мы пытаемся максимально использовать все свои возможности для продления нашей жизни и развития своих детей»[29, с29]. «Попытайтесь сделать из нормального ребёнка креативную личность — получите невротика, алкоголика, наркомана или суицидента. Попытайтесь сделать из креативного ребёнка нормальную личность — получите то же самое. Только тот факт, что на креативности можно стало делать деньги, стимулирует многочисленные псевдонаучные исследования и рекомендации по развитию этого качества» [29, с30]. «Родители согласны платить огромные деньги, лишь бы погрузить своего ребёнка в систему максимального информационного нагнетания, лишь бы втиснуть в ребёнка всю мыслимую и немыслимую информацию, совершенно не учитывая его индивидуальные особенности. Это напоминает насилие» [29, с32].
«Креативность, по мнению Вагина Ю.В., это не особое свойство мозга, а одна из основных задач психики — способность центральной нервной системы создавать (creation — от лат. создавать, творить) субъективную модель мира с помощью сенсорных, мнестических, когнитивных и аффективных систем в целях максимально гибкой адаптации индивида к окружающей среде» [29, с33].
Другое по теме:
Депрессия
Депрессивное страдание описано еще Гомером в «Илиаде». В первом сборнике медицинских трактатов Греции (Гиппократовых записках) тоже есть описание депрессии, называемой в те времена меланхолией (черной желчью). В средние века подавленное состояние называлось вялостью, ленью. В 19 веке укрепился термин депрессия (угнетенность).
Тяжелые маниакально-депрессивные или циклические депрессивные формы з ...
Нарушения в формировании личности при разных формах дизонтогенеза
Личность – относительно устойчивая система соц. Значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Л. Представляет собой одно из наиболее сложных психол. образований с точки зрения структуры, генеза и функционирования. А.Н. Леонтьев характеризовал Л. Как системное и сверхчувственное качество, носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с п ...
Социальная ситуация
развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема
кризиса в подростковом возрасте
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (11 - 15 лет). В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок[19].
Подростковый п ...