Формы суицидальной активности
Страница 3

Когда аутопунитическая мотивация соеденяется с альтруистической, срывается важный противосуицидальный защитный механизм – «необходимость жить ради других» [29, с148]. В итоге личность считает, что всем близким будет лучше, если ее не станет. Вагин подчеркивает, что данное сочетание является опасным в плане суицидальной активности.

o Гетеропунитическая мотивация

показывает желание отомстить, причинить боль, быть палачом кому-то, быть проблемой для окружающих, вызвать муки совести.

В подростковой среде данная мотивация типична и носит защитный и компенсаторный непатологический характер, не выходя за границы мыслительной активности. Свойственно данное поведение младшему и средне подростковому возрасту. Однако для старшего подросткового возраста данное поведение может перейти на уровень поведенческой активности, чаще всего являясь с присутствием инструментальной мотивацией.

o Поставительная мотивация

выражает мысли о смерти индивида как о дороге к новой жизни, уйти к тому, кого нет в живых, надежда на хороший исход после смерти для себя.

В данном мотивационно-когнитивном комплексе религия играет противосуицидальную роль, т.к. в истории религии была введена догма, что самоубийц на том свете ждут вечные муки. Поэтому наличие стойких религиозных убеждений (христианской или исламской) является наиболее эффективным «блокадным» свойством суицидальной активности.

Как мы уже написали, что противосуицидальная мотивировка имеет тот же уровень силы что и суицидальные мотивы, следовательно по подробнее изучим противосуицидальные мотивы.

Вагин Ю.В. выделил девять таких мотивов [29 , с 152]: витальную мотивацию; религиозную мотивацию; этические мотивы; моральные мотивы; эстетические мотивы; нарциссическую мотивацию; когнитивную надежду; временную инфляцию; финальную неопределенность. Рассмотрим их вкратце.

Витальные (или провитальные) мотивы

отображают естественный страх перед смертью. Основную роль в этом играет инстинкт самосохранения.

Религиозные мотивы

отображают страх обречь свою душу на вечные страдания. Данная мотивировка образована религиозными взглядами о грехе самоубийства.

Этические мотивы

отображают нежелание делать больно близким и окружающим людям, жить ради тех, кто рядом. В подростковой среде данный вид противосуицидальной мотивации неэффективен и даже опасен, т.к. ценность собственной личности выше.

Моральные мотивы

отображают слабость и трусость самоубийства. Убежденность, что человек идя на такой поступок абсолютно безволен. Нежелание осуждения. Желание сохранить чистую душу и светлую историю. Однако самоубийство вряд ли можно назвать трусостью и слабостью, оно наоборот требует усилий над витальными мотивами. Но, то, что подростки, уходя из жизни, обесценивают смысл бытия родителей и прародителей, это следует помнить и воспринимать как норму. В случаях подросткового поведения следует соблюдать осторожность при беседе с подростком, т.к. в данном возрасте является характерное отрицательное восприятие норм и стандартов.

Эстетические мотивы

являются отображением не красивого поступка самоубийства, страх перед последствиями обезображивания своего тела. Человека останавливает тот или иной способ самоубийство из-за его эстетической причины.

Нарциссические мотивы

отображает нежелание бросать дела на полпути, надежда на светлое будущее. Основывается мотивировка на любви и жалости к себе. Для избавления суицидальной активности Вагин предлагает способ «психотерапевтической метафоры» [29, с159].

Мотивы когнитивной надежды

отображают желание суицидента найти другой способ решения проблемы. Надежда на другое решение проблемы. И если сам суицидент не знает решения, он уверен, что кто-нибудь другой сталкивался, либо знает выход из сложившейся ситуации.

Мотивы временной инфляции

отображают надежду на время. Уверенность что время излечивает самые тяжелые раны. Пережить сложный период жизни, если проблема не решается.

Мотивы финальной неопределённости

отображает неуверенность в фатальности попытки, незнание надежных способов самоубийства. Страх быть калекой всю жизнь могут остановить желание умереть.

Как уже было сказано выше, преобладание суицидальных мотивов порождают суицидальные тенденции, в это время появляется суицидальная готовность.

3. Суицидальная готовность, так или иначе, будет обнаружена окружающими. Проявляться она будет внезапным изменением поведения, которое направленно на «прощание» со всем тем, что связывало его в жизни. Неожиданные подарки, «прощальные» речи. Человек, находясь в той же конфликтной ситуации внезапно успокаивается.

Другая форма суицидальной готовности проявляется как суицидальная угроза (словесное обозначение суицидальных мыслей, тенденций и готовности) [29, с163]. Интересный факт, что в пресуицидальный период суициденты имели мотивировку сообщить о своих мыслях окружающим, но на них, по тем или иным причинам, окружающие не обратили должного внимания.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько взаимодополняющих методик Т. Элерса. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха (Приложение 1). Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотиваци ...

Неязыковые тесты, тесты действия и тесты, свободные от влияния культуры
Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для испытания людей, которых невозможно адекватно оценить с помощью вербальных тестов. Речь идет о младенцах, о детях с дефектами речи, с некоторыми психическими и физическими недостатками, о говорящих на иностранном языке, неграмотных, а также о лицах из неблагоприятной культурной среды и некоторых других. Для исследования этих групп испытуемых п ...

Околосмертный опыт (ОСО)
"Мировая мифология, фольклор и духовная литература изобилуют яркими примерами переживаний, связанных со смертью и умиранием. Специальные священные тексты посвящались исключительно описанию и обсуждению посмертных путешествий – это тибетская "Книга мёртвых", египетская "Книга мёртвых" и их европейский аналог "Ars moriendi" – "Искусство умирания"" ...