ЗаключениеСтраница 2
В экспериментальной части работы при исследовании динамики психического развития детей с наиболее ярко выраженными агрессивными тенденциями использовались: наблюдение за их поведением в группах детского сада, изучение свободного контактирования со сверстниками, а также использовался социометрический эксперимент, беседы с родителями и воспитателями и т.п.
Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:
1. При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников была уточнена выдвинутая гипотеза о преобладании у них аффективной и неосознанной агрессии. В подгруппе наших испытуемых чаще всего проявлялись инструментальная агрессия, направленная на достижение определенного результата. Эта агрессия в половине случаев имела аффективную окраску. Среди средств агрессии фиксировались случаи физического насилия, вербальные средства, мимические и пантомимические, а также деструктивные действия. Больше, чем в половине случаев, у старших дошкольников использовалось физическое насилие.
2. Выявились некоторые половые различия. Мальчики чаще применяли физические средства агрессии и деструктивные действия, девочки - вербальные, а также мимические и пантомимические.
3. В качестве мотивов агрессивных проявлений выступили: стремление к усиленному самоутверждению; неуспех в деятельности или ее насильственное прерывание; отсутствие интересной деятельности; желание зло подшутитъ, досадить другому, и, наконец, самый распространенный мотив - это защита себя от агрессии другого или защита товарища, а также нарушение сверстником правил, установленных в детском обществе.
4. Причинами повышенной агрессивности являются длительные и частые фрустрации, примеры агрессивного поведения окружающих взрослых и детей, наглядные образцы насилия и враждебности, которые так часто демонстрируются с экранов телевизоров и которым маленькие дети подражают в сюжетно-ролевых играх и частично в отношениях, главным образом, с детьми слабее себя.
5. Главная же причина агрессивности старших дошкольников - это эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада. В семье - отсутствие любви и внимания к дошкольнику, унижения, оскорбления, физические наказания со стороны родителей, конфликтные отношения с членами семьи, что формирует у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. В детском саду - неприятие сверстниками, неудовлетворение потребности в общении, которая очень велика у агрессивного ребенка, хотя внешне он и может ее не проявлять. Проведенное исследование также подтвердило, что агрессивных детей, также как и неуверенных в себе, больше в семьях авторитарных родителей и в группах авторитарных воспитателей.
Вместе с тем выявлена возможность контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.
Проведенное исследование в основном подтвердило и конкретизировало выдвинутые гипотезы.
Другое по теме:
Методика 2. Изучение переключаемости внимания
Цель:
изучение способности школьников к переключению внимания.
Материалы:
специально подготовленные тренировочные и тестовые пары цифр.
Описание методики:
школьникам предлагается в течение некоторого фиксированного времени с возможно большей точностью и скоростью складывать два однозначных числа. Предлагается освоить два разных способа работы с парами чисел.
Первый способ: школьник складыв ...
Выводы
1. Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях: более узко как судебно-психологическое экспертное понятие и более широко как объект исследования общей психологии.
2. Исследование аффективных реакций затруднительно в связи со сложностью их создания в лабораторных условиях.
3. Господствующий в настоящее время метод описания депрессии представляет собой соединение отдельных точек, что поз ...
Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность
По Платонову, можно выделить пять социально-психологических типов семей, в которых вполне возможно появления суицидальной активности:
1. «Дезинтегрированная семья, характерными особенностями которой являются обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие эмоциональных связей между ними. Особенно опасная ситуация может сложиться в частично дезинтегрированной семье, в которой кто-то ...