ЗаключениеСтраница 2
В экспериментальной части работы при исследовании динамики психического развития детей с наиболее ярко выраженными агрессивными тенденциями использовались: наблюдение за их поведением в группах детского сада, изучение свободного контактирования со сверстниками, а также использовался социометрический эксперимент, беседы с родителями и воспитателями и т.п.
Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:
1. При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников была уточнена выдвинутая гипотеза о преобладании у них аффективной и неосознанной агрессии. В подгруппе наших испытуемых чаще всего проявлялись инструментальная агрессия, направленная на достижение определенного результата. Эта агрессия в половине случаев имела аффективную окраску. Среди средств агрессии фиксировались случаи физического насилия, вербальные средства, мимические и пантомимические, а также деструктивные действия. Больше, чем в половине случаев, у старших дошкольников использовалось физическое насилие.
2. Выявились некоторые половые различия. Мальчики чаще применяли физические средства агрессии и деструктивные действия, девочки - вербальные, а также мимические и пантомимические.
3. В качестве мотивов агрессивных проявлений выступили: стремление к усиленному самоутверждению; неуспех в деятельности или ее насильственное прерывание; отсутствие интересной деятельности; желание зло подшутитъ, досадить другому, и, наконец, самый распространенный мотив - это защита себя от агрессии другого или защита товарища, а также нарушение сверстником правил, установленных в детском обществе.
4. Причинами повышенной агрессивности являются длительные и частые фрустрации, примеры агрессивного поведения окружающих взрослых и детей, наглядные образцы насилия и враждебности, которые так часто демонстрируются с экранов телевизоров и которым маленькие дети подражают в сюжетно-ролевых играх и частично в отношениях, главным образом, с детьми слабее себя.
5. Главная же причина агрессивности старших дошкольников - это эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада. В семье - отсутствие любви и внимания к дошкольнику, унижения, оскорбления, физические наказания со стороны родителей, конфликтные отношения с членами семьи, что формирует у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. В детском саду - неприятие сверстниками, неудовлетворение потребности в общении, которая очень велика у агрессивного ребенка, хотя внешне он и может ее не проявлять. Проведенное исследование также подтвердило, что агрессивных детей, также как и неуверенных в себе, больше в семьях авторитарных родителей и в группах авторитарных воспитателей.
Вместе с тем выявлена возможность контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.
Проведенное исследование в основном подтвердило и конкретизировало выдвинутые гипотезы.
Другое по теме:
Познавательное развитие дошкольника. Ощущение, восприятие, память
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире [1, с. 85].
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и во ...
Роль и типы
подростковых групп
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лид ...
Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей – при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовоспри ...