Заключение

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано современное состояние проблемы внимания. Было дано определение внимания, физиологическим особенностям, психологическим особенностям внимания, а также рассмотрены виды внимания и их свойства. В первой главе также рассмотрены психолого-педагогические условия развития внимания в дошкольном возрасте.

Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию внимания и его свойств – устойчивость, концентрации и объем.

Использовались такие диагностические методики по развитию внимания как, теста Бурдона и методика на выявление объема внимания. Проведен эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы. Рассматривая полученные данные входе контрольного этапа, мы достоверного доказали, что уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи значительно повышается при своевременной оптимизации условий психолого-педагогического процесса.

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1. Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У детей старшего школьного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это связано с тем, что в этом возрасте воля еще не развита, регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой недостаточна. Поэтому воспитателям надо привлекать внимание детей таким изложением материала, которое не требует от них большого напряжения.

2. Огромную роль в воспитании должного отношения к учебным занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность воспитателя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет – прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала.

3. Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.

4. Применяемый тестовый материал и подходы к анализу данных позволят изучать умственную работоспособность ребенка, свойства внимания и уровень учебной мотивации школьников. Данную тестовую программу рекомендую использовать для индивидуального и группового обследования детей по профилактике нивелирования развития нарушений речи и уровня внимания.

Другое по теме: