Введение

Актуальность проблемы. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей жизни. Но в период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей уже есть ответы на них. Для некоторых же школьников уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор профессионального учебного заведения. Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. В 14 – 15 лет крайне сложно выбирать профессию. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. При выборе профессии и подготовке будущих специалистов важно знать требования к профессии, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет. Подростковый возраст – период становления человека как гражданина, в это период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. Еще А.Н. Леонтьев говорил о двух рождениях личности: первый раз – в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз – в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить своим поведением. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Объект: мотивационная сфера подростков.

Предмет: особенности профессиональной мотивации с различной индивидуальной направленностью.

Цель: Выделить особенности профессиональной мотивации на этапе выбора профессии.

Задачи:

- изучить литературу по теме «Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становления».

- проанализировать теории мотивации;

- исследовать особенности мотивации у подростков в период профессионального становления;

- выделить и проанализировать типы индивидуальной направленности подростков.

Гипотеза: в период профессионального становления у подростков эгоцентризм не влияет на профессиональную мотивацию.

Научная новизна:

Степень и уровень разработанности проблемы. Изучением проблемы мотивации и выбора профессии занимались Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Маслоу А., Романова Е.С., Климов Е.А., Маркова А.К., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. и др.

Источниковая база исследования: в данном исследовании мы использовали работы Ильина Е.П., Климова Е.А., Абрамовой Г.С., а также работы Пряжникова Н.С., Пряжниковой Е.Ю.

Методологические основы и методы исследования. Методологической основой исследования явились принципы единства сознания и деятельности, развития и субъекта и его активности. Для решения эксперементальных задач использовались следующие методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова (модификация Йовайши), опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, тест «Эгоцентрические ассоциации».

Теоретическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в качестве теоретического курса профориентации в старших классах школы.

Практическая значимость работы. Может быть использована при психологическом сопровождении профессионального становления личности.

Другое по теме:

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят школьников 11(12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма. ...

Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П.Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя сре ...

Применение теории К.Г. Юнга в психокоррекции
Что касается практического применения типологии, начало которой было положено К.Г. Юнгом, то, во-первых, это психорегуляция и психокоррекция. Положительный эффект соционики состоит как в том, что она объясняет человеку многие из его проблем, так и в том, что она обращает внимание на сильные стороны, которые у большинства очень мало используются. Как уже подчеркивалось, каждый из типов – носител ...