Введение

Необходимость человека иметь знания о будущем способствовала в 20 в. формированию прогностики – науки о закономерностях разработки прогноза. Прогностика ищет общие для разных предметных областей способы получения прогнозов. Экономическое, политическое, экологическое, психологическое, педагогическое и другое прогнозирование составляет отрасли соответствующих областей науки и практики.

Психологический подход к прогнозированию состоит в изучении прогнозирования как психической деятельности, тех свойств человека, которые влияют на успешность/неуспешность прогнозирования. Это один из аспектов психологии прогнозирования. Психологию прогнозирования интересует человек как объект и субъект прогноза на разных возрастных этапах его жизненного пути.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения. К особенностям планирования в подростковом возрасте относят совершенствование его операциональных характеристик. По другим показателям (определение цели плана, перспективность планов) наблюдаются существенные положительные изменения, относящиеся к периоду перехода от старшего подросткового к юношескому возрасту [3]. А именно эти показатели в большей мере отражают прогностическую сущность планирования. Поэтому можно сказать, что подростковый возраст является более чувствительным к развитию целеполагания и перспективности в области планирования [8].

Проблемной областью подросткового возраста является агрессивное поведение. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых [10]. Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. По мнению А. Бандуры, для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат [5]. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Способность предугадать, спрогнозировать последствия будущих агрессивных проявлений дает возможность подросткам сдерживать антисоциальные действия. Развитое чувство ответственности и умение составить верный прогноз дальнейшего развития событий должны снижать уровень подростковой агрессии. Поэтому мы решили провести исследование, в котором попытаемся ответить на вопрос: существует ли взаимосвязь между способностью к прогнозированию и подростковой агрессией.

Другое по теме:

Современное состояние проблемы. Методы социальной психологии в проблемах СПИДа
Роль и значение социальной психологии и знаний, которыми она располагает, резко возросли на современном развитии общества. Сегодня овладение ими необходимо каждому человеку и профессионалу в любом виде деятельности. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социо ...

Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи, методы и организация исследования
Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей старшего школьного возраста с разным уровнем речевого развития. В ходе теоретического изучения проблемы развития внимания в психолого-педагогических условиях у дошкольников была выдвинута гипотеза: уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением ...

Теоретическая часть. Теории игры. Теория игры К. Грооса
Это теория упражнения или самовосприятия. Основные положения теории Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирождённым особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста у высших живых существ прирожд ...