Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте
Страница 2

Проявление эмоций в конфликте » Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Интересные объяснения конфликтного взаимодействия предлагает трансактный анализ. Согласно его теоретическим положениям, человек пребывает в одном из трех эго-состояний: либо Ребенка, либо Родителя, либо Взрослого. Партнер по общению также пребывает в одном из этих состояний. При возникновении между партнерами перекрестных трансакций (перекрестного общения) возникает ситуация конфликта. Конфликт, в принципе, не может возникнуть, если партнеры общаются на уровне «Взрослый-Взрослый», «Ребенок-Ребенок», «Родитель-Родитель», и т.д., то есть учитывается то эго-состояние, в котором пребывают партнеры. При обращении трансакций к неактуальному эго-состоянию партнера возникает конфликтное взаимодействие. «К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций».[11]

Обзор научных работ о конфликте и конфликтных взаимоотношениях позволяет нам сделать следующие выводы:

- в основе межличностного конфликта лежат глубинные противоречия между смыслами, ценностями, целями конфликтующих сторон;

- конфликтное взаимодействие имеет свою динамику;

- Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами;

- Объективную сторону конфликта отражает сложившаяся внешняя по отношению к субъекту ситуация;

- К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;

- В основе механизмов конфликтного взаимодействия лежат нарушения конструктивных взаимоотношений и взаимодействий;

- Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой;

- Любой конфликт в смысле человеческого опыта содержит конструктивное зерно;

- Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду;

- Субъективно конфликт – это, прежде всего, переживания.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Эволюция школ и направлений
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу “изготовления” людей для нового общества. Открыть общие, выверенные точной объективной наукой законы построения любого поведения ...

Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Биологические, генетические и биохимические факторы Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо, несмотря на свою постоянную и сильную зависимость от социального окружения. Как считает Л.С.Выготский [5], необходимо принимать во внимание существование определенных биологических корней агрессивного поведения. Возможно, ...

Виды и процессы памяти
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произво ...