Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспектеСтраница 2
Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.
Интересные объяснения конфликтного взаимодействия предлагает трансактный анализ. Согласно его теоретическим положениям, человек пребывает в одном из трех эго-состояний: либо Ребенка, либо Родителя, либо Взрослого. Партнер по общению также пребывает в одном из этих состояний. При возникновении между партнерами перекрестных трансакций (перекрестного общения) возникает ситуация конфликта. Конфликт, в принципе, не может возникнуть, если партнеры общаются на уровне «Взрослый-Взрослый», «Ребенок-Ребенок», «Родитель-Родитель», и т.д., то есть учитывается то эго-состояние, в котором пребывают партнеры. При обращении трансакций к неактуальному эго-состоянию партнера возникает конфликтное взаимодействие. «К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций».[11]
Обзор научных работ о конфликте и конфликтных взаимоотношениях позволяет нам сделать следующие выводы:
- в основе межличностного конфликта лежат глубинные противоречия между смыслами, ценностями, целями конфликтующих сторон;
- конфликтное взаимодействие имеет свою динамику;
- Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами;
- Объективную сторону конфликта отражает сложившаяся внешняя по отношению к субъекту ситуация;
- К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;
- В основе механизмов конфликтного взаимодействия лежат нарушения конструктивных взаимоотношений и взаимодействий;
- Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой;
- Любой конфликт в смысле человеческого опыта содержит конструктивное зерно;
- Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду;
- Субъективно конфликт – это, прежде всего, переживания.
Другое по теме:
Определение агрессии, классификация
видов агрессивного поведения
В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и в сложившихся направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.) отсутствует сколько бы то ни было, единое понимание термина “агрессия”.
Понятие “агрессия” используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. Как наи ...
Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного
возраста
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию воображения у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
2) оценить степень эффективности предложенной системы ...
Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)
Данная методика направлена на выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятия 6-7 летним ребенком возрастного статуса.
Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила п ...