Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте
Страница 2

Проявление эмоций в конфликте » Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Интересные объяснения конфликтного взаимодействия предлагает трансактный анализ. Согласно его теоретическим положениям, человек пребывает в одном из трех эго-состояний: либо Ребенка, либо Родителя, либо Взрослого. Партнер по общению также пребывает в одном из этих состояний. При возникновении между партнерами перекрестных трансакций (перекрестного общения) возникает ситуация конфликта. Конфликт, в принципе, не может возникнуть, если партнеры общаются на уровне «Взрослый-Взрослый», «Ребенок-Ребенок», «Родитель-Родитель», и т.д., то есть учитывается то эго-состояние, в котором пребывают партнеры. При обращении трансакций к неактуальному эго-состоянию партнера возникает конфликтное взаимодействие. «К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций».[11]

Обзор научных работ о конфликте и конфликтных взаимоотношениях позволяет нам сделать следующие выводы:

- в основе межличностного конфликта лежат глубинные противоречия между смыслами, ценностями, целями конфликтующих сторон;

- конфликтное взаимодействие имеет свою динамику;

- Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами;

- Объективную сторону конфликта отражает сложившаяся внешняя по отношению к субъекту ситуация;

- К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;

- В основе механизмов конфликтного взаимодействия лежат нарушения конструктивных взаимоотношений и взаимодействий;

- Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой;

- Любой конфликт в смысле человеческого опыта содержит конструктивное зерно;

- Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду;

- Субъективно конфликт – это, прежде всего, переживания.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Организационно-методологические основы эмпирического исследования. Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, выборка исследования
Целью данной работы является изучение особенностей социальной и личностной готовности гиперактивных детей к школе. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста. 3. Организация и прове ...

Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими заболеваниями
В сложной системе социальных ценностей все большее место начинает занимать проблема здоровья народа, нации, в которой особое место занимает здоровье подрастающего поколения. Общеизвестно, что за последние годы состояние здоровья детей и подростков становится предметом острой тревоги общества. Современные условия жизни населения промышленных городов и мегаполисов характеризуется большим многообр ...

Психолого-педагогические условия развития внимания в дошкольном возрасте
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т.п. Начиная с т ...