Введение

Вопрос о роли эмоциональных процессов в ситуации межличностного конфликта остается малоизученным, между тем он является важным для работы практических психологов, так как позволяет наиболее верно оказать психологическую помощь, лицам, нуждающимся в ней.

Исследования показывают, что неадекватные эмоции могут сопровождаться переживанием дискомфорта, напряженности и тревоги. Они могут препятствовать полноценному общению между людьми и это, в первую очередь, приводит к нарушениям межличностного взаимодействия.

Правильное понимание взаимосвязи между эмоциями и межличностным конфликтом является важным условием эффективности оказания психологической помощи людям с эмоционально-личностными трудностями в общении. В этом мы видим актуальность и практическую значимость проблемы нашего исследования.

Объект исследования: межличностный конфликт.

Предмет исследования: эмоциональные процессы в межличностном конфликте.

Теоретическая разработка проблемы позволила обобщить и классифицировать материал, относящийся к данной теме. Анализ научной литературы и эмпирические наблюдения позволили сформулировать ряд идей о возможных связях человеческих чувств и развитии межличностных конфликтов. Взаимозависимость этих явлений представляется несомненной, если исходить из житейского опыта, но не является научно обоснованной. Формулируя проблему исследования, мы исходили из следующих представлений:

- природа конфликта всегда эмоциональна, негативные эмоции сопровождают любую личность в конфликте;

- с исчезновением конфликтных взаимоотношений негативные эмоции значительно ослабевают;

- напряженность конфликта и сила эмоциональных переживаний, связанных с ним находятся в прямой зависимости;

- одна и та же личность в конфликтах различного происхождения и характера склонна вести себя примерно одинаковым образом;

- личность характеризуется устойчивыми эмоциональными особенностями;

- доказанным является возникновение эмоциональных реакций негативного характера на фрустрирующие воздействия из внешней среды;

- теоретически обоснованным является представление о мотивирующей и направляющей силе эмоциональных процессов;

Проблему, центральный вопрос можно сформулировать следующим образом: существует ли специфика эмоционального обусловливания конфликтного поведения? И если существует, то какова она?

Гипотеза исследования: Эмоциональные процессы личности обусловливают проявление конфликтных реакций определенного типа, направленности и интенсивности.

Цель исследования: выявить характер зависимости факторов конфликтного поведения и устойчивого доминирующего реагирования личности.

Задачи исследования:

- Изучение и анализ научных работ о межличностных конфликтах и эмоциональных процессах личности.

- выявление реального соотношения и взаимодействия исследуемых факторов;

- поскольку много в нашей работе зависит не столько от оригинального замысла или метода, сколько от творческого осмысления данных, отметим особо задачу глубокой и многосторонней интерпретации результатов;

- определение путей и средств снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях, исходя из результатов исследования.

Новизна работы обусловлена нашими представлениями о предмете исследования. Наш взгляд на проблему предполагает не столько учет характера и силы эмоций, чувств и аффектов, проявляемых в межличностных конфликтах, сколько факторов устойчивого эмоционального реагирования, влияющих на содержание и силу переживаемого «веера» эмоций и являющихся составляющими неповторимой, но наличествующей у всех эмоциональности личности, ее постоянного аффективного фона восприятия окружающей действительности. Во многом мы исходили из научных представлений Г.Айзенка, создавшего методику измерения психических состояний личности, отличающихся постоянством проявления своей эмоциональной природы. Фактически речь идет об эмоциональных личностных особенностях. В экспериментальной части исследования мы воспользовались также представлениями Розенцвейга, заложенными в методике исследования реагирования в содержательно различных ситуациях конфликта.

В Главе 1 обзорной части работы рассматриваются современные социально-психологические, конфликтологические и, отчасти, социологические научные представления. В Главе 2 раскрывается суть эмоциональных процессов и их роли в межличностном конфликте. Глава 3 включает обоснование методов исследования, описание организации и хода исследования, представление результатов в графической и текстовой форме, предлагается констатация и интерпретация результатов, намечаются пути дальнейшего практического воздействия на исследуемый объект.

Другое по теме:

СПИД в контексте глобальных проблем человечества
СПИД - первая вирусная инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), распространение которой (с 1980 года) характеризуется не локальными очагами, а пандемией, охватившей к 1999 году практически все страны мира, в особенности Россию. С начала регистрации ВИЧ-инфекции в мире (1981 год) и по состоянию на 1 января 1995 г. по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в мире ...

Приложения
Приложение 1 Методика "Беседа о школе " (Нежнова Т.А.) Диагностические возможности: выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятие 6-7 летним ребенком возрастного статуса. Материалы: 1\2 стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти парных одинаковых геометрических фигур. Процедура проведения Инструкция экспериментатору к фронталь ...

Занятие №6 «Природоведия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, воздушные шары по кол-ву детей в группе, фотоаппарат, яркие картинки с животными, насекомыми, растениями, ноутбук или другая техника для просмотра сделанных во время занятия фотографий. !!! (Во время всех упражнений психолог фотографирует детей с их предварительного согласия. В конце занятии все вместе их смотрят, желательно на бол ...