Современное состояние проблемы. Методы социальной психологии в проблемах СПИДа
Страница 5

Психология » Виды психосоциальной помощи при работе с ВИЧ-инфицированными » Современное состояние проблемы. Методы социальной психологии в проблемах СПИДа

В середине 90-х годов в средствах массовой информации фигурировали три образа больных СПИДом: первый — мужчина гомосексуальной ориентации, виновный в своей болезни и наказанный за это; второй — антипод первого: женщина гетеросексуальной ориентации, невинная жертва, зараженная партнером, или случайно зараженные дети; третий — разносчик СПИДа, злонамеренно или легкомысленно распространяющий заболевание (чаще всего наркоман или бисексуальный мужчина). Как показано в одном австралийском исследовании, эти образы позже претерпели некоторую трансформацию. В качестве примера первого образа в средствах массовой информации стал фигурировать известный американский спортсмен Грег Луганис, запечатленный плачущим на многочисленных фотографиях в газетах и снискавший симпатию как раскаявшийся. Примером второго образа служил также спортсмен — баскетболист Мэджик Джонсон. Он также заявил о своей болезни в масс-медиа, рассказал о многочисленных сексуальных контактах и назвал заболевание одной из своих главных ошибок. Было обращено внимание на его здоровый внешний вид, он был представлен как активно противостоящий болезни и отчаянью, не сломленный и продолжающий жить. Наконец, третий образ — разносчик СПИДа, по халатности или неряшливости заражающий других, был представлен наркоманами, мужчинами и женщинами гетеросексуальной ориентации, имеющими случайные сексуальные связи, а также медсестрами, заражающими других. По отношению к этой группе демонстрировалось крайне негативное от ношение как к источнику опасности для окружающих [2, 99].

Характеристика таких образов в западных СМИ может быть сопоставлена с представлениями о больных СПИДом, распространенными в России, и послужить материалом для сравнения в отечественных прикладных исследованиях. На фоне политической и экономической ситуации, сложившейся у нас в начале и середине 90-х годов, широкое обсуждение проблем СПИДа отошло на задний план: отсутствовали широкомасштабные кампании, направленные на информирование об этом заболевании и пропагандирующие превентивное поведение, а предпринимаемые меры носили локальный характер. Лишь в конце 90-х годов стали появляться работы, затрагивающие социально-психологические аспекты проблемы.

Одно из таких исследований проведено коллективом сотрудников кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в сотрудничестве с Е.В. Власовой [10, 298-299]. Оно посвящено изучению представлений молодежи о СПИДе и раке и базируется на теории социальных представлений С. Московичи. Как известно, под социальным представлением понимается такая форма обыденного знания, которая облегчает процесс коммуникации в группе, придает смысл незнакомым событиям и объектам, переводя новое, незнакомое в понятное и знакомое. В области здоровья, где человек сталкивается с большим количеством противоречивой, пугающей информации, особенно значимым становится использование им социальных представлений, помогающих ему как-то адаптировать ее и использовать в целях собственной безопасности.

В исследовании ставилась цель выявить социальные представления молодых людей о раке и СПИДе, о путях заражения этими болезнями, способах излечения от них. Одновременно нужно было выяснить, что здоровые молодые люди думают о больных, как относятся к ним. Предполагалось, что обе болезни будут оцениваться как смертельно опасные, но СПИД будет восприниматься как контролируемая и неизлечимая болезнь, а рак — как неконтролируемая, но излечимая. Больным в обоих случаях будут приписываться негативные черты, причем больные СПИДом будут оцениваться более негативно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Составить характеристику индивидуально-психологических свойств личности на основе тестов, увязав ее с особенностями своей профессиональной деятельности
Этапы выявление соответствия индивидуальных психологических свойств к требованиям профессии. 1.Был проведен опрос экспертов. По результатам опроса выявлены профессионально важные свойства личности маркетолога. Психограмма (психологический портрет профессии) Св-ва личности Степень выраженности 1. темперамент; 7 2. характер; 8 3. способности; 10 4. направленность; 6 5. интеллектуальность; ...

Занятие №5 «Музыкандия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, музыка, магнитофон, повязки на глаза. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим нашечетвертое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроит ...

Взгляды основателей некоторых психотерапевтических школ, имеющих успех в разрешении проблем духовных кризисов.
Данная глава рассказывает о взглядах основателей некоторых психотерапевтических школ, чьи методы с успехом практикуются в разрешении связанных с духовными кризисами проблем. Эти люди вошли в историю психотерапии. Их труды входят в её классический фонд. Они заложили фундамент, делающий психотерапевтическую работу в ситуациях духовных кризисов возможной. ...