Умозаключение как форма мышления

Дедуктивное умозаключение » Умозаключение как форма мышления

Знания людей по происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. Решающую роль играет именно выводное знание, в котором особенно ярко рас­крывается активность человеческого разума. Основной логической формой опосредованного мышления является умозаключение.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений с необходимостью выводится новое знание о предметах реального мира.

Отличительная особенность умозаключения состоит в движении мысли от одних суждений и понятий к другим, из одного содержания знания выводится новое знание. Логический акт умозаключения со­стоит не только в анализе уже известного знания, но и в синтезе но­вого материала, полученного из опыта, в движении от известного к неизвестному.

В любом умозаключении различают три основных момента:

a. исходное знание (посылки);

b. обосновывающее знание (логическое основание вывода);

c. выводное знание (заключение).

Истинность выводного знания зависит от истинности посылок и логической правильности их связи.

По степени общности посылок и вывода умозаключения делятся на три группы:

a. дедуктивные, когда мысль идет от большей к меньшей общнос­ти знания;

b. индуктивные, когда мысль развивается от знания одной степе­ни общности к новому знанию большей степени общности;

c. по аналогии, когда посылки и вывод выражают знание одина­ковой степени общности.

Посылками дедуктивного умозаключения могут быть суждения всех типов логических союзов - категорические, разделительные, условные или различное их сочетание, определяющее характер выво­да. В соответствии с этим дедуктивные умозаключения бывают кате­горические, разделительно-категорические, условно-категорические и условно-разделительные.

Рассмотрение дедуктивных умозаключений принято начинать с категорических, с особой, наиболее типичной для дедукции формы этих умозаключений, называемой силлогизмом.

Как и другие формы абстрактного, научно-теоретического мыш-з ления, умозаключение имеет диалектический характер. Это выража-; ется прежде всего в том, что в состав умозаключений входят как понятия, так и суждения, а эти формы мысли диалектичны. Кроме того, взаимоотношения понятий в суждении и суждений в умозаключении также представляют собой отношения единства противоположнос­тей. В умозаключении отображено единство таких противоположно­стей, как единичное и особенное, особенное и всеобщее, тождество и различие, конкретное и абстрактное и др.

Рассмотрим, например, категории единичного, особенного и все­общего. Являясь противоположностями, они по существу в каждом умозаключении находятся в органическом единстве.

Чтобы показать это, рассмотрим такое умозаключение:

Береза - дерево Дерево — растение

Береза – растение

В состав этого умозаключения входят три понятия: "береза", "де­рево" и "растение". В этом умозаключении они теснейшим образом взаимосвязаны законами формальной логики. Но ведь эти понятия в то же время являются противоположностями, ибо соотносятся как единичное, особенное и всеобщее: термин "береза" здесь выражает единичное понятие, термин "дерево" - особенное, а термин "рас­тение" — всеобщее.

Приведенное умозаключение раскрывает отмеченную ранее диа­лектику процесса познания, протекающего от единичного к особен­ному и от особенного - ко всеобщему.

Первая посылка

"береза есть дерево" повествует о том, что единичное есть особенное. Здесь мысль протекает от единичного к особенному.

Вторая посылка

"дерево есть растение" сообщает о том, что особенное есть всеобщее. Здесь дви­жение мысли идет от особенного ко всеобщему. В выводе "береза есть растение", ради которого строилось все умозаключение, мысль движется от единичного ко всеобщему. Следовательно, в данном умозаключении единичное связывается и диалектически отождеств­ляется со всеобщим, но не непосредственно, а опосредованно через особенное. Единичное с особенным и особенное со всеобщим связа­ны непосредственно, а единичное со всеобщим - опосредованно.

Отсюда видно, что особенное понятие, которое в логике называется средним термином, играет особую роль в умозаключении. Его важнейшее значение состоит в том, что оно логически и диалектически связывает единичное с общим и дает возможность построить правильное умозаключение. Поэтому вто­рое понятие берется не произвольно, а только та­кое, которое способно играть указанную роль.

Другое по теме:

Тест «Эгоцентрические ассоциации»
Тест дает возможность определить эгоцентрическую направленность личности подростков и старших школьников. Инструкция: Тест содержит 40 незаконченных предложений, необходимо написать к ним окончания. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Очень важно закончить все предложения! Обработка и анализ результатов. Цель обработки и анализа – получени ...

Психологическая мысль в новое время (XVII век)
Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей “царицей наук”. Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро-механическую (Галилеи), а затем-динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами. Первый набросок психологической теории, о ...

Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики: "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова Эмпатия - способность к принятию, сочувствию и сопереживанию. Методика направлена на диагностирование уровня эмпатии, выявление уровней эмпатийных тенденций. Изучение взаимосвязи типа личности и сфер ...