Заключение

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека. То, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.

В связи с этим очень актуален вопрос диагностики профессиональной профпригодности, рассмотрению которого мы и посвятили нашу работу. Диагностика профессиональной профпригодности заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

В своей работе мы ознакомились с теоретическими основами взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и формирования личности - профессионала; подобрали методики для диагностики степени развития у студентов исследуемых нами свойств; проанализировали степень выраженности необходимых профессиональному психологу свойств у студентов факультета психологии; рассмотрели, действительно ли студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Нами было проведено исследование на предмет выявления взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями личности и формированием профессионализма у студентов Пятигорского Государственного Лингвистического университета факультета английского и романских языков, планирующих получить профессию психолога.

Нами было сделано предположение, что студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Среди таких качеств мы выделили: эмпатию, общительность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Так же, мы предположили, что студенты, планирующие стать психологами относятся к социальному типу личности или же черты социального типа личности выражены у них в достаточной степени.

Для исследования нами были использованы следующие методики:

методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова;

опросник взаимосвязи типа личности сферы профессиональной деятельности Дж. Холланда;

16-факторный FP - опросник личностных черт Р.Б. Кеттелла.

Нами были получены следующие результаты.

Для студентов 2-го и 4-го курсов факультета английского и романских языков Пятигорского Государственного Лингвистического университета характерен высокий уровень эмпатии, общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Помимо этого, им присущ социальный тип личности в его взаимосвязи со сферой профессиональной психологической деятельности, либо же черты социального типа личности выражены у них в значительной степени.

Данные качества необходимы психологу, без них невозможно развитие эффективной профессиональной деятельности. От степени их развития зависит успешность формирования профессионализма психолога.

Таким образом, согласно результатам нашего исследования, нами был сделан вывод, что студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Наличие и дальнейшее развитие этих качеств дает им возможность успешного формирования профессионализма в области психологической деятельности.

Наметившиеся в нашем исследовании тенденции представляют интерес и побуждают к дальнейшему изучению взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями и формированием профессионализма. Проведенное нами исследование подтвердило наличие вышеозначенной связи у студентов, намеревающихся получить профессию психолога. Эта взаимосвязь проявилась в том, что студенты, изучающие психологию, планирующие связать с ней свое будущее обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Другое по теме:

Психология в недрах философии и естествознания
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово психолог” вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской “Сцене из Фауста ...

Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности
Проблему временной перспективы исследовали такие психологи, как К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Кастенбаум и др. Часто, обсуждая проблему временной перспективы, психологи сводят ее к сугубо субъективным параметрам времени, к определению его ценности. Одни психологи определяют будущее соотносительно с прошлым и настоящим, другие - с точки зрения его структурированности, третьи - ценностного сод ...

Концепция информационного синтеза А.М. Иваницкого
Субъективный опыт возникает в результате определенной организации процессов мозга и сопоставления в зонах коры вновь поступившей информации с извлеченной из памяти. Благодаря этому картина внешних событий как бы проецируется на индивидуальный опыт субъекта, встраиваясь в личностный контекст. Данную гипотезу в настоящее время разделяют многие специалисты, а впервые она была выдвинута Иваницким А. ...