Заключение

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека. То, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.

В связи с этим очень актуален вопрос диагностики профессиональной профпригодности, рассмотрению которого мы и посвятили нашу работу. Диагностика профессиональной профпригодности заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

В своей работе мы ознакомились с теоретическими основами взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и формирования личности - профессионала; подобрали методики для диагностики степени развития у студентов исследуемых нами свойств; проанализировали степень выраженности необходимых профессиональному психологу свойств у студентов факультета психологии; рассмотрели, действительно ли студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Нами было проведено исследование на предмет выявления взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями личности и формированием профессионализма у студентов Пятигорского Государственного Лингвистического университета факультета английского и романских языков, планирующих получить профессию психолога.

Нами было сделано предположение, что студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Среди таких качеств мы выделили: эмпатию, общительность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Так же, мы предположили, что студенты, планирующие стать психологами относятся к социальному типу личности или же черты социального типа личности выражены у них в достаточной степени.

Для исследования нами были использованы следующие методики:

методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова;

опросник взаимосвязи типа личности сферы профессиональной деятельности Дж. Холланда;

16-факторный FP - опросник личностных черт Р.Б. Кеттелла.

Нами были получены следующие результаты.

Для студентов 2-го и 4-го курсов факультета английского и романских языков Пятигорского Государственного Лингвистического университета характерен высокий уровень эмпатии, общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Помимо этого, им присущ социальный тип личности в его взаимосвязи со сферой профессиональной психологической деятельности, либо же черты социального типа личности выражены у них в значительной степени.

Данные качества необходимы психологу, без них невозможно развитие эффективной профессиональной деятельности. От степени их развития зависит успешность формирования профессионализма психолога.

Таким образом, согласно результатам нашего исследования, нами был сделан вывод, что студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Наличие и дальнейшее развитие этих качеств дает им возможность успешного формирования профессионализма в области психологической деятельности.

Наметившиеся в нашем исследовании тенденции представляют интерес и побуждают к дальнейшему изучению взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями и формированием профессионализма. Проведенное нами исследование подтвердило наличие вышеозначенной связи у студентов, намеревающихся получить профессию психолога. Эта взаимосвязь проявилась в том, что студенты, изучающие психологию, планирующие связать с ней свое будущее обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Другое по теме:

Этические аспекты прекращения психотерапии
Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолога выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы. Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых ...

Современное понятие самооценки
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др. Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость са ...

Теоретические основы характеристики внимания. Определение внимания, его функции
Внимание – это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности. Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или ...