Заключение

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека. То, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.

В связи с этим очень актуален вопрос диагностики профессиональной профпригодности, рассмотрению которого мы и посвятили нашу работу. Диагностика профессиональной профпригодности заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

В своей работе мы ознакомились с теоретическими основами взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и формирования личности - профессионала; подобрали методики для диагностики степени развития у студентов исследуемых нами свойств; проанализировали степень выраженности необходимых профессиональному психологу свойств у студентов факультета психологии; рассмотрели, действительно ли студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Нами было проведено исследование на предмет выявления взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями личности и формированием профессионализма у студентов Пятигорского Государственного Лингвистического университета факультета английского и романских языков, планирующих получить профессию психолога.

Нами было сделано предположение, что студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Среди таких качеств мы выделили: эмпатию, общительность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Так же, мы предположили, что студенты, планирующие стать психологами относятся к социальному типу личности или же черты социального типа личности выражены у них в достаточной степени.

Для исследования нами были использованы следующие методики:

методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова;

опросник взаимосвязи типа личности сферы профессиональной деятельности Дж. Холланда;

16-факторный FP - опросник личностных черт Р.Б. Кеттелла.

Нами были получены следующие результаты.

Для студентов 2-го и 4-го курсов факультета английского и романских языков Пятигорского Государственного Лингвистического университета характерен высокий уровень эмпатии, общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Помимо этого, им присущ социальный тип личности в его взаимосвязи со сферой профессиональной психологической деятельности, либо же черты социального типа личности выражены у них в значительной степени.

Данные качества необходимы психологу, без них невозможно развитие эффективной профессиональной деятельности. От степени их развития зависит успешность формирования профессионализма психолога.

Таким образом, согласно результатам нашего исследования, нами был сделан вывод, что студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Наличие и дальнейшее развитие этих качеств дает им возможность успешного формирования профессионализма в области психологической деятельности.

Наметившиеся в нашем исследовании тенденции представляют интерес и побуждают к дальнейшему изучению взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями и формированием профессионализма. Проведенное нами исследование подтвердило наличие вышеозначенной связи у студентов, намеревающихся получить профессию психолога. Эта взаимосвязь проявилась в том, что студенты, изучающие психологию, планирующие связать с ней свое будущее обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Другое по теме:

Интерпретация результатов исследования
Результаты исследования уровня эмпатии при помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова. При помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова, нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами студентам свойственен высокий, либо очень высокий уровень эмпатии. При этом для 76,47% испытуемых был характерен очень высокий уровень эмпатии и для ...

Русская психологическая мысль второй половины XIX - начала XX века социокультурные корни
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание необходимости коренных реформ в российской действительности пробудила работу мысли во всех слоях тогдашнего грамотного населения России -и столичного, и провинциального. Главным был вопрос об освобожд ...

Использование сознательных и подсознательных сторон психики
Приемы убеждающего воздействия должны быть обращены и на сознательную, и не сознательную стороны психики. Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих – сознания и моторики. Из чего следует: чтобы побудить человека к активности, нужно воздействовать на сознание, возбудить подсознание (главным образом эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность. ...