Исследования психологической совместимости
Страница 5

Психология » Психологическая совместимость людей в семье » Исследования психологической совместимости

Таким образом, утверждение Тоумена о том, что для стабильного супружества важна комплементарность отношений по порядку рождения, подтверждается скорее частотой брачных союзов (что косвенно доказывает их стабильность). Возможны и некомплементарные союзы с достаточно высокой удовлетворенностью отношениями у супругов, но в целом они очень редки, так как большая часть такого партнерства «отсеивается» при добрачном знакомстве. В то же время частично комплементарные союзы между единственными детьми и старшими встречаются непропорционально часто.

3. И наконец, третий подход к изучению совместимости – адаптивный – ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Его задача – поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза. Наиболее полно этот подход реализуется в практической работе по оказанию психологической помощи семье, в частности семейной консультации.

Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе определяется через понятия удовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи под супружеской совместимостью понимают нечто статичное. Однако нельзя забывать, что каждая семья уникальна, и психологической закономерности, распространяемой на всех без исключения, не существует.

Понятие «совместимость» также достаточно широко использовалось психологами, изучающими установку. Установка, по определению Узнадзе, - целостное состояние, определяющее поведение человека. Любому физическому, умственному действию, поведенческому акту предшествует момент принятия решения и образования установки. Вступая в целенаправленное взаимодействие, например для удовлетворения потребности в общении, два индивида X и Y должны вырабатывать (осознанно или неосознанно) единые оценки, мнения, единообразное поведение. Система 2-х индивидов может функционировать только в случае своей целостности, единства. В результате взаимодействия, если Х выбирает А (мнение, образец поведения), а Y выбирает сходное или тождественное А1 (мнение, образец поведения), то система приходит в равновесное совместимое состояние. Процесс взаимодействия, развития системы продолжается в случае выбора несходных (нетождественных) мнений, образцов поведения. В дальнейшем система приходит либо в равновесное состояние, либо в конфликтное состояние вплоть до ее распада на две самостоятельные подсистемы [2].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме:

Психология личности
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. ...

Особенности формирования и проявления агрессии в подростковом возрасте
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и индивидуальные условия. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...