Методологические подходы и принципы исследования

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Методологические подходы и принципы исследования

Методология

– формулировка систематических и логически-последовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые в конкретном исследовании.

Методика

– довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.

Метод

– способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме.[21]

Наука, прежде всего, является исследованием. Характеристика науки не может исчерпываться определением её предмета; она включает и определение её метода. Методы, т.е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки.[22] Любая научная работа объективна в своей методике, всегда реализует ту или иную методологию.Методология в широком смысле практикуется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе .Одна из наиболее четких концепций уровней методологии принадлежит Э.Г. Юдину.

Высший уровень

образует философская методология.

Её содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Она не существует в виде какого-то особого раздела философии – методологические функции выполняет вся система философского знания. На данном уровне выделяется принцип детерминизма

– один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм - причинность, как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Формирование временной перспективы личности имеет свою причинность и обусловленность, т. к. формирование чего-либо не может происходить само по себе.

Второй уровень методологии

- уровень общенаучных принципов и форм исследования. К нему относятся: содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.

Следующий уровень – это конкретно-научная методология

, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых вой или иной специальной научной дисциплине.

Принцип развития –

рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.[23]

Формирование временной перспективы личности развивается постепенно. Оно зависит от возрастных и личностных характеристик и образуется посредством целостной системы организма.

Также к методологии данной темы относится принцип системности

– объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые качества (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1996).

Формирование временной перспективы личности происходит последовательно и по определенной закономерности, взаимосвязано со всеми процессами, происходящими в организме и психике человека.

Последний уровень методологии

образуют методика и техника исследования

- это набор процедур, обеспечивающих получение единообразного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания.

Каждый из выделенных уровней методологического знания выполняет свои особые функции в научном познании. Уровни методологического знания пока ещё не образуют единой научной дисциплины. Их объединяет то, что все они представляют собой анализ способов получения нового знания. Именно поэтому в любом конкретном исследовании реально они тесно переплетены, хотя каждый из них выполняет свои особые функции.

Метод исследования:

библиографический анализ.

Другое по теме:

Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для х ...

Управление эмоциями
Что помогает людям управлять своими эмоциями и всем ли это легко дается? Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, как подъем, так и спад чувств может привести к разным результатам. У одних людей от неудачи или утраты опускаются руки, у других же неудача стимулирует волю к победе и мобилизует физические и духовные силы для достижения поставленной цели. ...

Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения ...