Методологические подходы и принципы исследования
Методология
– формулировка систематических и логически-последовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые в конкретном исследовании.
Методика
– довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.
Метод
– способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме.[21]
Наука, прежде всего, является исследованием. Характеристика науки не может исчерпываться определением её предмета; она включает и определение её метода. Методы, т.е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки.[22] Любая научная работа объективна в своей методике, всегда реализует ту или иную методологию.Методология в широком смысле практикуется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе .Одна из наиболее четких концепций уровней методологии принадлежит Э.Г. Юдину.
Высший уровень
образует философская методология.
Её содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Она не существует в виде какого-то особого раздела философии – методологические функции выполняет вся система философского знания. На данном уровне выделяется принцип детерминизма
– один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм - причинность, как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Формирование временной перспективы личности имеет свою причинность и обусловленность, т. к. формирование чего-либо не может происходить само по себе.
Второй уровень методологии
- уровень общенаучных принципов и форм исследования. К нему относятся: содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.
Следующий уровень – это конкретно-научная методология
, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых вой или иной специальной научной дисциплине.
Принцип развития –
рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.[23]
Формирование временной перспективы личности развивается постепенно. Оно зависит от возрастных и личностных характеристик и образуется посредством целостной системы организма.
Также к методологии данной темы относится принцип системности
– объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые качества (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1996).
Формирование временной перспективы личности происходит последовательно и по определенной закономерности, взаимосвязано со всеми процессами, происходящими в организме и психике человека.
Последний уровень методологии
образуют методика и техника исследования
- это набор процедур, обеспечивающих получение единообразного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания.
Каждый из выделенных уровней методологического знания выполняет свои особые функции в научном познании. Уровни методологического знания пока ещё не образуют единой научной дисциплины. Их объединяет то, что все они представляют собой анализ способов получения нового знания. Именно поэтому в любом конкретном исследовании реально они тесно переплетены, хотя каждый из них выполняет свои особые функции.
Метод исследования:
библиографический анализ.
Другое по теме:
Опыт близких контактов с НЛО
Близкие контакты и похищения людей теми, кто кажется представителями иных космических цивилизаций, может часто служить причиной серьёзных эмоциональных и интеллектуальных кризисов. К.Г.Юнг, серьёзно занимавшийся этой проблемой, предположил, что это скорее архетипический феномен, чем опыт встреч с реальными внеземными цивилизациями [9, С.58].
В описаниях наблюдений НЛО типично присутствие необыч ...
Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте
На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности:
а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;
б) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта, в сторону ...
Анализ результатов исследования и их обсуждение
Общий объем выборки составил 30 человек: 8 мужчин в возрасте от 19 до 50 лет и 22 женщины в возрасте от 20 до 63 лет, сотрудники СМПП в г. Ступино Московской области.
Результаты, полученные с помощью анкетного опроса, позволили описать социально-демографические характеристики респондентов.
Одним из важных социально-демографических показателей является возраст опрошенных, который, по нашему мне ...