Методологические подходы и принципы исследования

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Методологические подходы и принципы исследования

Методология

– формулировка систематических и логически-последовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые в конкретном исследовании.

Методика

– довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.

Метод

– способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме.[21]

Наука, прежде всего, является исследованием. Характеристика науки не может исчерпываться определением её предмета; она включает и определение её метода. Методы, т.е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки.[22] Любая научная работа объективна в своей методике, всегда реализует ту или иную методологию.Методология в широком смысле практикуется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе .Одна из наиболее четких концепций уровней методологии принадлежит Э.Г. Юдину.

Высший уровень

образует философская методология.

Её содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Она не существует в виде какого-то особого раздела философии – методологические функции выполняет вся система философского знания. На данном уровне выделяется принцип детерминизма

– один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм - причинность, как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Формирование временной перспективы личности имеет свою причинность и обусловленность, т. к. формирование чего-либо не может происходить само по себе.

Второй уровень методологии

- уровень общенаучных принципов и форм исследования. К нему относятся: содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.

Следующий уровень – это конкретно-научная методология

, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых вой или иной специальной научной дисциплине.

Принцип развития –

рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.[23]

Формирование временной перспективы личности развивается постепенно. Оно зависит от возрастных и личностных характеристик и образуется посредством целостной системы организма.

Также к методологии данной темы относится принцип системности

– объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые качества (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1996).

Формирование временной перспективы личности происходит последовательно и по определенной закономерности, взаимосвязано со всеми процессами, происходящими в организме и психике человека.

Последний уровень методологии

образуют методика и техника исследования

- это набор процедур, обеспечивающих получение единообразного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания.

Каждый из выделенных уровней методологического знания выполняет свои особые функции в научном познании. Уровни методологического знания пока ещё не образуют единой научной дисциплины. Их объединяет то, что все они представляют собой анализ способов получения нового знания. Именно поэтому в любом конкретном исследовании реально они тесно переплетены, хотя каждый из них выполняет свои особые функции.

Метод исследования:

библиографический анализ.

Другое по теме:

Анализ полученных результатов
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что: 1. 10 % учащихся хот ...

Профессиональный рост педагогов в образовании. Психологические закономерности профессионализации
Одна из основных задач психологической науки и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Решение указанной задачи возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач ...

Программа исследования
Исследование проводилось среди молодежи, участвующей в ролевом движении, в течении лета 2004 года. Место проведения – полегонные игры, в которых принимали участие ролевики, рекенструкторы и толкиенисты, а также клубы. Исследование проводилось на 50 человеках, 8 анкет, по тем или иным причинам было забраковано. Принимали участие как женщины так и мужчины, в возрасте до 30 лет, при проведении анке ...