Роль эмоций
Страница 1

Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли:

отражательно-оценочная,

защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию,

компенсаторную функцию, сигнальная, дезорганизующая.

Отражательно-оценочная роль эмоций.

Эмоции дают субъективную окраску про­исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болель­щиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болель­щиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас дей­ствия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирова­ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание непри­ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций.

Помимо отражения окружающей человека действи­тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объек­ту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель­ности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельно­стью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: за­щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций

связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про­думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости­жения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций

проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель­ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа­сении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций

состоит в возмеще­нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встре­чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен­саторной функций делает возможным

проявление и санк­ционирующей функции эмоций

(идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций

связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру­гого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче­тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стаби­лизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа­ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор­ного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за­крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций.

Страх может нарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую­щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Ролевое движение
Стать членом сообщества толкиенистов довольно сложно. Обычно новичка приводят друзья, знакомые или родственники, которые уже бывали на играх. Первое время они ездят с ним на игры, обучают игровой этике, основным правилам игр, навыкам фехтования. Чтобы стать толкиенистом, необходимо не только внешнее приобщение к корпорации через доспехи, костюм и пр., но и внутреннее. Ролевики это "молодая ...

Введение.
Актуальность темы . Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, и ...

Динамика переговоров
Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей. Динамика переговоров разрабатывается в последние годы М. Лебедевой. Рассмотрим данные этапы более подробно. Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за ...