Формирование временной перспективы в онтогенезе. История развития изучения времени и временной перспективы личности
Страница 1

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Формирование временной перспективы в онтогенезе. История развития изучения времени и временной перспективы личности

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального?

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. В «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» присутствует представление о двух временах: одно – циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Проблема времени упоминается в философских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.[2]

В философии и физике выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга концепций времени. Разница в обеих концепциях первой пары заключается в вопросе о природе времени, об отношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию наряду с пространством, веществом и пр. Реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между различными событиями.

Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процессы становления, т. е. расходится в вопросе об отношении категорий времени и бытия. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов–это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Согласно динамической концепции, реально существует только события настоящего времени.[3]

Многие философы и психологи обращались к проблеме времени в своих исследованиях. Например, Я. Ф. Аскин отчленил проблему времени от проблемы пространства и оговорил неправомерность одного лишь физического аспекта трактовки времени. А. Н. Лой и Е. В. Шинкарук считали, что «социально-историческое время, будучи на ранних этапах человеческой истории зависимым от ритмики природы, в процессе развития человеческой жизнедеятельности все более освобождается от этой зависимости и выражает последовательность, повторяемость, длительность, ритмы, темпы социальных процессов»[4]

По мнению психологов, исследования и классификация времени с точки зрения философии ограниченная и лоскутная. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.

Началу более детального исследования времени в советской психологии, в частности субъективного, послужили три причины. Первая из них — жизненное трагическое событие. Вторая — научное открытие. Первая ситуация была связана, по мнению психологов, с дефицитом времени, возникшем при полете. Изучением этого происшествия занимались К.А. Абульханова-Славская и Т.Н. Березина. Обстоятельства сложились так, что впервые в международный рейс был допущен командиром корабля пилот, до сих пор летавший в пределах СССР. С ним летел экипаж, состоявший из команды, до сих пор не работавшей вместе. Вопреки инструкции, на борту царили оживленные разговоры, связанные с новым знакомством. Обычно перед загоранием лампы, которое должно свидетельствовать о снижении самолета, командир дает устное распоряжение. Но в этот раз он замешкался и подал команду позже установленного срока. Команда управлением самолета не успела среагировать, и была допущена серьезная ошибка в управлении, которая привела в конечном счете к внутреннему возгоранию. Самолет приземлился, расколовшись, в результате чего заклинило пассажирские выходы. Команда корабля смогла покинуть его через сохранный служебный люк. Но пассажиры выбраться не смогли и сгорели заживо, т.к. пожарные боялись взрыва и не стали «распаковывать» самолет.Ситуация могла быть поправимой, если бы один из пилотов смог вовремя среагировать на происходящие события. Но этого не произошло, поэтому была выдвинута гипотеза о возникновении ситуация дефицита времени, в которой человек оказался не способен действовать правильно, даже в силу привычного автоматизма. Это и являлось научным открытием в области психологии.[5]

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Новообразования дошкольного возраста. Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или ...

Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента
Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начал ...

Методические рекомендации по социально-психологической помощи больным СПИДом
С учетом перечисленных проблем, особое значение в социальной работе приобретает взаимодействие и координация усилий специалистов смежных профессий – врачей, психологов, социальных работников. Так как психологические проблемы связаны с деградацией личности. Патологической адаптацией к болезни, специфическими являются вопросы биомедицинской этики, связанные с отношением родственников и специалист ...