Формирование временной перспективы в онтогенезе. История развития изучения времени и временной перспективы личности
Страница 1

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Формирование временной перспективы в онтогенезе. История развития изучения времени и временной перспективы личности

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального?

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. В «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» присутствует представление о двух временах: одно – циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Проблема времени упоминается в философских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.[2]

В философии и физике выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга концепций времени. Разница в обеих концепциях первой пары заключается в вопросе о природе времени, об отношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию наряду с пространством, веществом и пр. Реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между различными событиями.

Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процессы становления, т. е. расходится в вопросе об отношении категорий времени и бытия. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов–это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Согласно динамической концепции, реально существует только события настоящего времени.[3]

Многие философы и психологи обращались к проблеме времени в своих исследованиях. Например, Я. Ф. Аскин отчленил проблему времени от проблемы пространства и оговорил неправомерность одного лишь физического аспекта трактовки времени. А. Н. Лой и Е. В. Шинкарук считали, что «социально-историческое время, будучи на ранних этапах человеческой истории зависимым от ритмики природы, в процессе развития человеческой жизнедеятельности все более освобождается от этой зависимости и выражает последовательность, повторяемость, длительность, ритмы, темпы социальных процессов»[4]

По мнению психологов, исследования и классификация времени с точки зрения философии ограниченная и лоскутная. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.

Началу более детального исследования времени в советской психологии, в частности субъективного, послужили три причины. Первая из них — жизненное трагическое событие. Вторая — научное открытие. Первая ситуация была связана, по мнению психологов, с дефицитом времени, возникшем при полете. Изучением этого происшествия занимались К.А. Абульханова-Славская и Т.Н. Березина. Обстоятельства сложились так, что впервые в международный рейс был допущен командиром корабля пилот, до сих пор летавший в пределах СССР. С ним летел экипаж, состоявший из команды, до сих пор не работавшей вместе. Вопреки инструкции, на борту царили оживленные разговоры, связанные с новым знакомством. Обычно перед загоранием лампы, которое должно свидетельствовать о снижении самолета, командир дает устное распоряжение. Но в этот раз он замешкался и подал команду позже установленного срока. Команда управлением самолета не успела среагировать, и была допущена серьезная ошибка в управлении, которая привела в конечном счете к внутреннему возгоранию. Самолет приземлился, расколовшись, в результате чего заклинило пассажирские выходы. Команда корабля смогла покинуть его через сохранный служебный люк. Но пассажиры выбраться не смогли и сгорели заживо, т.к. пожарные боялись взрыва и не стали «распаковывать» самолет.Ситуация могла быть поправимой, если бы один из пилотов смог вовремя среагировать на происходящие события. Но этого не произошло, поэтому была выдвинута гипотеза о возникновении ситуация дефицита времени, в которой человек оказался не способен действовать правильно, даже в силу привычного автоматизма. Это и являлось научным открытием в области психологии.[5]

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Тест Холланда «Мечты о профессиях»
Каждый год миллионы людей приходят к пониманию важности точного определения круга своих профессиональных интересов. Уже более 10 млн. человек воспользовались данной методикой для изучения данных о себе. Она была изучена исследователями во многих странах и показала прекрасные результаты. Она дает не только скрупулезное описание типов индивидуумов и профессий, но и дает возможность определить соот ...

Тест "Зигзаг"
Выполнение теста начинается с получения двух центробежных зигзагов. Экспериментатор дает испытуемому по карандашу в каждую руку и сообщает инструкцию. Инструкция. Начиная движение одновременно обеими руками, обведите нарисованные на эталоне оба центробежных зигзага (направление движения указано стрелками на чертеже) и продолжайте самостоятельно рисовать такие же зигзаги. После того как перед в ...

Занятие №3 «Физкультурия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше второе путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохн ...