ЗаключениеСтраница 1
В данной работе исследована актуальная тема: тема супружеских конфликтов. В теоретической части дано понятие конфликта, семьи, их виды, этапы и функции, а так же изучен механизм воздействия конфликтов на супружеские отношения.
Изучены и применены в теоретической части работы методика Томаса «Стили конфликтного поведения» и методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Для исследования анкетировались по данным методикам семьи, имеющие разные этапы супружества, имеющие детей и бездетные. Составлены графики и сравнительные таблицы.
В процессе исследования поведения супружеских пар в семейных конфликтах выполнены следующие задачи:
ü Исследовать стили конфликтного поведения супругов;
ü Исследовать характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях;
ü Сравнить стиль поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях;
ü Сравнить стиль поведение в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества;
ü Провести корреляционный анализ между стилем поведения и характером взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Сделаны следующие выводы:
ü Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин.
ü Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества
ü Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях: в процессе воспитания детей, чаще используются такие стили как приспособление и компромисс; при конфликтных ситуациях, связанных с самоутверждением, проявлением независимости меньше всего используется сотрудничество.
Рассматривая выводы, сделанные данной работой приходим к мнению, что цель исследования достигнута. Актуальность данной темы состоит в важности изучать семейные конфликты, с целью их предотвращения, т.к. они оказывают большое, чаще негативное, влияние на супругов и их детей. На разных этапах супружества существуют «свои» проблемы, которые должны учитываться при разработке программ помощи семье.
Корреляционный анализ | |||||
Spearman Rank Order Correlations (new.sta) | |||||
MD pairwise deleted | |||||
кол-во лет в браке | |||||
R |
t(N-2) |
p-level | |||
методика Томаса "Стиль конфл. поведения" |
соперничество |
-0,074 |
-0,512 |
0,611 | |
сотрудничество |
-0,205 |
-1,448 |
0,154 | ||
компромисс |
0,116 |
0,812 |
0,421 | ||
избегание |
0,180 |
1,269 |
0,211 | ||
приспособление |
-0,047 |
-0,327 |
0,745 | ||
методика "Характер поведения супругов в конфл. ситуациях" |
1. Проблемы отношений с родственниками и друзьями. |
0,182 |
1,281 |
0,206 | |
2. Вопросы, связанные с воспитанием детей. |
-0,042 |
-0,291 |
0,772 | ||
3. Проявление стремления к автономии. |
0,021 |
0,143 |
0,887 | ||
4. Нарушение ролевых ожиданий. |
0,202 |
1,431 |
0,159 | ||
5. Рассогласование норм поведения. |
0,159 |
1,114 |
0,271 | ||
6. Проявление доминирования одним из супругов. |
-0,175 |
-1,233 |
0,224 | ||
7. Проявление ревности. |
-0,090 |
-0,625 |
0,535 | ||
8. Расхождения в отношении к деньгам |
-0,088 |
-0,610 |
0,545 | ||
9. "Виновность" респондента |
0,069 |
0,482 |
0,632 | ||
10. "Виновность" супруга(и) |
0,214 |
1,518 |
0,136 | ||
Spearman Rank Order Correlations (new.sta) | |||||
MD pairwise deleted | |||||
1. Проблемы отношений с родственниками и друзьями. |
2. Вопросы, связанные с воспитанием детей. |
3. Проявление стремления к автономии. |
4. Нарушение ролевых ожиданий. | ||
соперничество |
-0,103 |
-0,131 |
-0,264 |
-0,187 | |
сотрудничество |
0,058 |
0,262 |
0,053 |
0,176 | |
компромисс |
0,099 |
-0,074 |
0,092 |
0,174 | |
избегание |
-0,100 |
-0,180 |
-0,018 |
-0,087 | |
приспособление |
0,190 |
0,260 |
0,164 |
0,191 | |
6. Проявление доминирования одним из супругов. |
7. Проявление ревности. |
8. Расхождения в отношении к деньгам |
9. "Виновность" респондента | ||
соперничество |
-0,012 |
0,093 |
-0,065 |
-0,277 | |
сотрудничество |
0,211 |
0,037 |
0,047 |
0,254 | |
компромисс |
-0,210 |
0,101 |
0,183 |
-0,093 | |
избегание |
-0,109 |
-0,166 |
-0,089 |
-0,039 | |
приспособление |
0,151 |
-0,076 |
0,040 |
0,297 | |
5% | |||||
10% |
Другое по теме:
Психологическая
характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведения
Теории агрессивного поведения выделились в психологии в отдельную нишу исследования. В научных работах, представленных как зарубежными, так и отечественными педагогами и психологами рассматривают сущность агрессивного поведения через призму 4 подходов:
а) этологический;
б) психоаналитический;
в) бихевиористский;
г) фрустрационный.
Естественно, что подобное деление весьма условно.
Рассматри ...
Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода
родителей
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
С ...
Соотношение сознания и бессознательного в отечественной психологии. Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и
бессознательного
Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается с ...