Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Страница 2

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования

Рис.1. Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков

В экспериментальных классах количество учащихся с высоким уровнем развития механизма дифференциации ценностных ориентаций составляет 58.3% и 61.9% учащихся, в контрольных – 20.3%. Это позволяет охарактеризовать в экспериментальных классах степень личностной зрелости как вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития (в то время как в контрольных классах, наоборот отмечаем несоответствие), а также говорит о выстраивании индивидуальной системы ценностей в определённую иерархическую структуру, выражающую менее и наиболее актуальные жизненные цели, формирования комплекса ценностных ориентаций с определённым набором ценностей, ценностных отношений.

В контрольных классах превалирует процент учащихся с низким уровнем развития механизма дифференциации - 73.8%, поэтому нельзя утверждать, что данный механизм превратился в устойчивую личностную характеристику.

Также существует некоторый процент учащихся в экспериментальных классах с низким уровнем развития механизма дифференциации - 32.1% и 33.3%. Данная часть учащихся в контрольных и экспериментальных классах не осознали свою жизненную позицию, не определили своего личностного отношения к ценностям окружающего мира. В экспериментальных классах процент таких учащихся ниже на 41.7% и 40.5%, что характеризует эффективность программы.

В этот период начинаются конфликты с взрослыми и все силы направляются на противостояние всему адекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, учащиеся считают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватные ценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов. Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь в угнетённом конфликтами состоянием.

Итак, после реализации воспитательно-коррекционной программы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций улучшение результатов происходит за счёт того, что она направляет и упорядочивает развитие ценностных ориентаций, формирует и укрепляет приемлемую жизненную позицию. Это объясняется тем, что данный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как основ жизненной позиции, которая способствует становлению мировоззрения, формированию эмоционально-ценностного отношения к себе.

Программа с первых мероприятий обеспечивает деловое сотрудничество, что повышает самооценку подростка и даёт возможность поверить в свои силы, рассчитывать на успех, важная роль принадлежит успешности в деятельности; чего чаще не хватает учащимся, не включённым в программу. Обеспечивается снижение определённых кризисных и конфликтных ситуаций, так как возникают устойчивые ценности, мотивы поведения.

В контрольных и экспериментальных классах остались подростки с асоциальными установками и поведением, но в контрольных классах их на 13.3% больше, чем в экспериментальных, что также говорит в пользу совмещения традиционных и нетрадиционных методов воздействия и воспитания. Данных подростков характеризуют углубившиеся, оставшиеся без внимания гипертрофированные особенности поведения, характера (негибкость, болезненные переживания). Уход в себя, квазипотребности, неадекватная самооценка, отрицательное поведение, ложные ценности, идеалы - всё это закрепляется в сознании подростка, имевшего лишь асоциальные установки, а без воспитательно-коррекционного вмешательства формируется асоциальное поведение, которое сложно корректировать.

Все представленные данные, эффективность программы и комплекса педагогических условий мы подтверждаем методами математической статистики:

1. ANOVA Фридмана и коэффициент конкордации, или согласия Кендалла. Выявление достоверности изменения показателей от среза к срезу:

в ЭГ р-уровень значимости <0,01, то есть имеются статистически значимые различия между срезами, указывающие положительную динамику и зависимость показателей от реализации этапов программы и педагогических условий.

в КГ р-уровень значимости <0,7, то есть статистически значимые различия между срезами в КГ отсутствуют, что указывает на непериодические, нестойкие изменения, формирование ценностных ориентаций происходит хаотично и ненаправлено. Это показывает сложность естественного развития, его противоречивость, кризисность и конфликтность, а главное - отсутствие эффективных методов, методик для улучшения показателей.

2. Т-критерии. При сравнении КГ и ЭГ после третьего среза р-уровень значимости вычислен с достоверностью 0,000001, что характеризует достоверность различий между КГ и ЭГ и, соответственно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, мы доказали наличие статистически значимых различий между группами после прохождения программы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций и переход на качественно новый уровень развития личности. Следовательно, это не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием достоверности и эффективности программы, в которой реализуется комплекс педагогических условий, способствующий не только предупреждению, но и преодолению асоциального поведения.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Эволюция школ и направлений
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу “изготовления” людей для нового общества. Открыть общие, выверенные точной объективной наукой законы построения любого поведения ...

Исследование профессиональной мотивации у подростков. Характеристика выборки и методов исследования
Данное исследование проводилось в Лицее №3. В исследовании принимали участие учащиеся 9-10 классов, в количестве 48 человек. Методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши), опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, тест «Эгоцентрические ассоциации». ...

Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет про ...