Особенности развития внимания
Страница 4

Психология » Развитие внимания у детей » Особенности развития внимания

Большое значение для развития внимания имеет понимание учеником того, чему его учат. Если что-либо для него неясно, внимание может ослабнуть. С другой стороны, настойчивое повторение учителем того, что дети хорошо поняли, также ослабляет их внимательность. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника. Поэтому учителю надо давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.

Для развития произвольного внимания ученика надо

воспитывать у него сознательное отношение к учению, чувство долга, отв

етственность за свою работу и поведение. Произвольное внимания особенно зависит от характера и воли ребенка. Поэтому в детях надо воспитывать не только интерес к учебному материалу, но и стремление побеждать свои слабости, преодолевать рассеянность, проявлять выдержку и прилежание даже тогда, когда работа неинтересна и трудна. К.Д. Ушинский писал: «Конечно,

сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

При правильно организованной работе учитель использует непроизвольное, и произвольное внимание школьников. Если он стремится воспитывать только произвольное внимание, процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением ученика и станет тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Такой труд может вызвать к себе отвращение. Но

если учитель своей целью поставит только занимательность, привлечение непроизвольного внимания, то ученик не будет готовиться в школе к трудностям жизни, у него не воспитается необходимая выдержка, сила воли. Строя работу детей так, чтобы привлекать оба вида внимания, по возможности чередуя их, и вызывать послепроизвольное

внимание, учитель успешно сможет решить учебную, и воспитательную задачи.

Выводы

Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это связано с тем, что в этом возрасте воля еще не развита, регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой недостаточна. Поэтому учителю начальных классов школы надо привлекать внимание учеников таким изложением материала, которое не требует от них большого напряжения.

Огромную роль в воспитании должного отношения к учебным занятиям и в предупреждении рассеянности играет личность учителя и прежде всего его глубокий интерес к тому, что он преподает, чем он хочет заинтересовать детей. Личный авторитет педагога – прочная основа воспитания у учащихся внимания и интереса на уроках, без которых невозможно усвоение учебного материала.

Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Виды внимания и их характеристика
Непроизвольное внимание Каковы причины возникновения, пробуждения непроизвольного внимания? Обычно в жизненных ситуациях, в деятельности имеется сложный комплекс причин, тесно связанных друг с другом. Для анализа их можно разделить, несколько условно, на различные группы. [15, с. 162] К первой группе причин, способных вызвать и поддерживать непроизвольное внимание, относятся особенности самого ...

Рекомендации учителям и родителям по снижению агрессивного поведения у подростков
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое ...

Стресс
Обсуждение вопроса о классификации и содержательной характеристике разных видов функциональных состояний невозможно без обращения к проблематике изучения стресса [144; 207; 331]. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина [136; 242], взятого из контекста физиологических исследований и распространенного на объяснение поведения человека в самых разнообразных жизненных ситуациях [264; 341], н ...