Психологические особенности воспитания в школе. Психолого-педагогические основы работы с младшими школьниками
Страница 3

Психология » Психология воспитания личности » Психологические особенности воспитания в школе. Психолого-педагогические основы работы с младшими школьниками

Нередко допускается и другая педагогическая ошибка: удобные для учителя особенности поведения ребенка (услужливость, приспособленчество, угодничество, готовность поступить ожидаемым образом, конформизм, некритичность) расцениваются как положительные и всячески поощряются. Такие ученики могут даже преподноситься классу в качестве образца для подражания. В то же время известно, что дети не любят, когда им постоянно ставят кого-либо в пример, и нередко такой «образец» подвергается настоящей травле со стороны сверстников или остается в изоляции.

Таким образом, ошибочные представления о ребенке дают толчок отрицательным тенденциям развития личности.

Другой пример. Есть учителя, которые более или менее сознательно настаивают на том, что ученики никогда не должны допускать ошибок. Тем самым они косвенно принуждают «ребят занять оборону», чтобы «не допустить ошибки». В результате у многих детей формируется комплекс неполноценности, падает их самоуважение. Кроме того, стратегия «не допустить ошибки» препятствует развитию творческих способностей в ежедневной учебной работе. Излишняя требовательность учителя становится бедствием для учеников с невротической склонностью к панике. Ошибка для них катастрофа, они впадают в отчаяние, вопреки действительности у них возникает чувство «я ничего не умею». Они изо всех сил стремятся угодить строгому педагогу, но напрасно - тот всегда найдет какой-нибудь недостаток. Такой подход не может не вызвать ответной реакции. Некоторые дети начинают защищаться и даже противопоставлять себя учителю, нанесшему вред их самоуважению. Их протест воспринимается учителем как подтверждение своих первоначальных ожиданий. В итоге - сотрудничество парализовано. Дома родители тщетно стараются защищать авторитет учителя, а иногда и не стараются. Никакой статистике не удается сосчитать утерянные воспитательные возможности. У преподавателя всегда есть средства не допустить, чтобы ученик воспринимал неверно выполненное задание как показатель собственной неполноценности и личностной недостаточности: можно, например, взять ответственность на себя или подчеркнуть перед классом трудность изучаемой темы, отметить необходимость поработать над ней еще. Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в, позитивном образе самих себя. Эта потребность - фундамент воспитания.

Каждый этап развития личности ребенка полон противоречий между старым и новым, настоящим и будущим. В этом - движущая сила развития. Вместе с тем не всякое противоречие дает толчок к развитию. Существует критическая граница, переступив которую данное противоречие утрачивает характер стимула. Это происходит тогда, когда какая-то сфера личности ребенка испытывает негативное воздействие со стороны условий его жизни. Когда встает вопрос о воспитании «проблемных» детей, важно иметь в виду следующее. Психологи, говоря о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, употребляют термин «принятие ребенка». Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том - числе непохожесть на родителей. Прежде всего необходимо категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка или присущих ему качеств характера.

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним; исчезает шаблонность, стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами.

Таким образом в начальной школе получает развитие потенциал личности ребенка, формируется его индивидуальность. При нестандартной организации работы с детьми не нарушается преемственность между начальной и средней школой; в средней школе классный руководитель может более эффективно организовать воспитательную работу.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Неформальные группы, их существование.
Одной из главных проблем организации является наличие у ООО «Строитель», как и у большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации. Сильные стороны – 1. большой штат сотрудников 2. у каждого сотрудника есть своя цель 3. цели работников совпадают с целями организации 4. чётко сформулированная стратегия 5. высококвалифицированные работники Слабые стороны ...

Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
«Каждый из видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого из них свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менее специфические интеллектуальные задачи и процессы и свои формы творчества»12 В ходе мышления решаются не только готовые проблемы и задачи, но и ставятся новые для пос ...

Общая характеристика методов влияния и воздействия
Прием воздействия - это совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится ...