Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца

В течение уже первых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотрения развивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенок уже умеет следить за предметом на расстоянии 1-1,5м; в 2 мес. он научается следить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4м, а в 3 мес. – на расстоянии 4-7м; в период с 6 до 10 недель ребенок уже следит за движущимся по кругу предметом. К четырем месяцам жизни акт смотрения уже достаточно сформирован.

Умение направлять движения ручек к предмету и его ощупывание возникают только на четвертом месяце, а хватание предмета возникает только между пятым и шестым месяцами.

Таким образом, развитие руки – и как органа действия, и как органа осязания – запаздывает по сравнению с развитием зрения. Сидение, стояние, ползание и ходьба формируются еще позже, во вторую половину первого года жизни.[Э, стр.35]

Д.Б. Эльконин цитирует работу Н.М. Щелованова «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»(М., 1955): «В самом ходе развития движений младенца отмечаются особенности, резко отличающие его от детенышей животных. На втором месяце начинает функционировать кора полушарий мозга, о чем свидетельствуют факты образования условных рефлексов со всех воспринимающих органов, включая зрительный и слуховой. В то же время движения двухмесячного младенца еще крайне несовершенны. У большинства животных движения или уже организованы к моменту рождения, или оформляются прежде, чем могут быть образованы какие-либо условные рефлексы с высших воспринимающих органов или анализаторов, т.е. с глаза или уха. Таким образом, у младенца сначала оформляются высшие анализаторы, зрительный и слуховой, - вплоть до их кортикальных отделов, и только после этого начинают развиваться движения.

Неодинаково значение различных анализаторов в развитии движений. У младенца преобладающую роль играют внешние анализаторы – частично кожные, а главным образом – зрительные и слуховые. Внутренние анализаторы – мышечно-суставный и вестибулярный – у младенца обычно работают под преобладающим влиянием внешних» (Э, стр.36).

Таким образом, общий принцип развития детей – раннее включение коры полушарий мозга в процесс образования всех основных форм поведения ребенка. Порядок развития движений наследственно не фиксирован, а зависит от воспитательных воздействий. У одного ребенка раньше может появиться сидение, а потом стояние, у другого же наоборот(то же относится к ползанию и ходьбе).

Развитие глаз к четвертому месяцу жизни позволяет ребенку лишь следить за движущимся объектом. Нет еще ни движения самих глаз по предмету(рассматривания), ни зрительного поиска предмета.

Развитие руки как анализатора начинается с появления у ребенка ощупывающих движений на четвертом месяце жизни. Вначале он ощупывает свои ручки, потом появляется ощупывание пеленок и одеяла. Принципиальное содержание этой реакции заключается в том, что рука движется не за предметом, а по предмету.

К пяти месяцам формируется акт хватания. В начале формирования этого акта самого хватания, собственно еще нет, ибо ребенок тянется к предмету без типичного положения кисти для схватывания и не удерживает предмета.

Акт хватания:

· связан с образованием зрительно-двигательных координаций;

· представляет собой первое направленное действие;

· является важным условием развития самых разнообразных манипуляций с предметом.

Развитие зрительно-двигательных координаций связано также с тем, что к шестому месяцу жизни ребенок может уже самостоятельно садиться. К семи месяцам связь между восприятием предмета и движением для его захватывания устанавливается почти мгновенно: увидев предмет на доступном расстоянии. Ребенок сразу направляет к нему ручки и захватывает его. Сам акт хватания при этом совершается с противостоянием большого пальца всем остальным. На протяжении второго полугодия жизни особенно развиваются ручные движения.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации к ДОУ детей раннего возраста. Описание выборки
Эмпирическое исследование проводилось с сентября по декабрь 2008 года. Базой для проведения исследования послужила ясельная группа муниципального дошкольного образовательного учреждения №13 г.Читы. В исследовании участвовали 20 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 12 девочек и 8 мальчиков). Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер адаптации к детскому учрежд ...

Личность учащегося в педагогическом процессе. Образовательные системы и развитие личности
Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — образование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще имеют свою структуру, состоят из оп ...

Состояния одержимости
"В этой разновидности надличностного кризиса люди испытывают отчётливое ощущение, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие извне, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся развоплощённые сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи чёрной магии и колдовских процедур" [9, С. ...