Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца

В течение уже первых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотрения развивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенок уже умеет следить за предметом на расстоянии 1-1,5м; в 2 мес. он научается следить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4м, а в 3 мес. – на расстоянии 4-7м; в период с 6 до 10 недель ребенок уже следит за движущимся по кругу предметом. К четырем месяцам жизни акт смотрения уже достаточно сформирован.

Умение направлять движения ручек к предмету и его ощупывание возникают только на четвертом месяце, а хватание предмета возникает только между пятым и шестым месяцами.

Таким образом, развитие руки – и как органа действия, и как органа осязания – запаздывает по сравнению с развитием зрения. Сидение, стояние, ползание и ходьба формируются еще позже, во вторую половину первого года жизни.[Э, стр.35]

Д.Б. Эльконин цитирует работу Н.М. Щелованова «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»(М., 1955): «В самом ходе развития движений младенца отмечаются особенности, резко отличающие его от детенышей животных. На втором месяце начинает функционировать кора полушарий мозга, о чем свидетельствуют факты образования условных рефлексов со всех воспринимающих органов, включая зрительный и слуховой. В то же время движения двухмесячного младенца еще крайне несовершенны. У большинства животных движения или уже организованы к моменту рождения, или оформляются прежде, чем могут быть образованы какие-либо условные рефлексы с высших воспринимающих органов или анализаторов, т.е. с глаза или уха. Таким образом, у младенца сначала оформляются высшие анализаторы, зрительный и слуховой, - вплоть до их кортикальных отделов, и только после этого начинают развиваться движения.

Неодинаково значение различных анализаторов в развитии движений. У младенца преобладающую роль играют внешние анализаторы – частично кожные, а главным образом – зрительные и слуховые. Внутренние анализаторы – мышечно-суставный и вестибулярный – у младенца обычно работают под преобладающим влиянием внешних» (Э, стр.36).

Таким образом, общий принцип развития детей – раннее включение коры полушарий мозга в процесс образования всех основных форм поведения ребенка. Порядок развития движений наследственно не фиксирован, а зависит от воспитательных воздействий. У одного ребенка раньше может появиться сидение, а потом стояние, у другого же наоборот(то же относится к ползанию и ходьбе).

Развитие глаз к четвертому месяцу жизни позволяет ребенку лишь следить за движущимся объектом. Нет еще ни движения самих глаз по предмету(рассматривания), ни зрительного поиска предмета.

Развитие руки как анализатора начинается с появления у ребенка ощупывающих движений на четвертом месяце жизни. Вначале он ощупывает свои ручки, потом появляется ощупывание пеленок и одеяла. Принципиальное содержание этой реакции заключается в том, что рука движется не за предметом, а по предмету.

К пяти месяцам формируется акт хватания. В начале формирования этого акта самого хватания, собственно еще нет, ибо ребенок тянется к предмету без типичного положения кисти для схватывания и не удерживает предмета.

Акт хватания:

· связан с образованием зрительно-двигательных координаций;

· представляет собой первое направленное действие;

· является важным условием развития самых разнообразных манипуляций с предметом.

Развитие зрительно-двигательных координаций связано также с тем, что к шестому месяцу жизни ребенок может уже самостоятельно садиться. К семи месяцам связь между восприятием предмета и движением для его захватывания устанавливается почти мгновенно: увидев предмет на доступном расстоянии. Ребенок сразу направляет к нему ручки и захватывает его. Сам акт хватания при этом совершается с противостоянием большого пальца всем остальным. На протяжении второго полугодия жизни особенно развиваются ручные движения.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Описание разновидностей нарушения сознания.
Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее "рабочим". Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что "если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается" [173, 99-100]. По ...

Занятие №3 «Физкультурия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше второе путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохн ...

Определение, виды, структура интереса
Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции. Распространенной причиной эмоци ...