Введение

100 лет назад доктор Фрейд, наблюдая за взрослыми людьми, имеющими психологические проблемы, сделал открытие: в самом раннем возрасте эти люди не удовлетворили базовые потребности, необходимые для развития психики – и всю жизнь страдают от различных комплексов и неврозов.

В 40-х годах прошлого века ученик Фрейда Бруно Беттельхейм, изучавший аутизм и имевший успешный опыт излечения этого заболевания, пришел к выводу, что «аутизм теснейшим образом связан с тем, что происходит с ребенком и вокруг него с момента рождения; те или иные отклонения в психическом развитии родителей могут стать одним из факторов, обуславливающих возникновение этого страшного заболевания».(Б. стр.657).

Таким образом, чрезвычайно важно понимать и удовлетворять психологические потребности младенца.

Однако на практике в роддомах и детских поликлиниках мало кто заботится о психологическом комфорте новорожденного. Бытует мнение, что в первые недели, до миелинизации нервных волокон ребенок вообще не чувствует боли, не говоря уже об эмоциях. Таковы пережитки идеологизированного подхода к психологии в нашей стране.

Д.Б. Эльконин в своей фундаментальной работе «Детская психология», хоть и оговаривается, что вопрос о наличии и содержании психической жизни новорожденного нельзя считать окончательно выясненным, однако в целом соглашается с формулировкой И.М. Сеченова: «О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи». (Э.стр.29)

В настоящее время представляется необходимым пересмотреть эти постулаты, рассуждать о психологии младенчества на более гуманной основе, изменить способы взаимодействия с малышом на более щадящие.

В данной работе мы попытаемся вкратце ответить на следующие вопросы:

· Насколько сознателен новорожденный?

· Какие процессы происходят в его психике?

· Какие факторы окружающей среды влияют на развитие психики нового человека?

· Каковы наиболее благоприятные условия для развития в будущем полноценной личности?

Чтобы ответить на эти вопросы мы вначале приведем харатеристику психологии младенчества, данную Д.Б. Элькониным, затем рассмотрим некоторые результаты исследований зарубежных ученых и обратимся к опыту многодетных матерей, ежедневно наблюдающих своих детей.

Последний источник может показаться не вполне научным, но дело в том, что нормально развивающиеся дети редко попадают в поле зрения психологов. Научные наблюдения велись в основном в домах ребенка или в больницах за детьми, лишенными важнейшего фактора развития – постоянного общения с матерью и грудного вскармливания.

Другое по теме:

Теоретико-методологические основы исследований, посвященных экономическому сознанию и особенностям отношения к деньгам. Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим
Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека [42]. Экономическое сознани ...

Проблематика личности в социальной психологии
Проблематика личности является междисциплинарной. Феномен личности исследуется многими науками: философией, социологией, культурологией, психологией и конечно же социальной психологией. Специфика социально-психологического подхода к исследованию личности – в изучении конкретных групп и конкретных систем деятельности, в которые включен индивид, и анализ групп (и конкретных систем деятельности), в ...

Управление эмоциями
Что помогает людям управлять своими эмоциями и всем ли это легко дается? Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, как подъем, так и спад чувств может привести к разным результатам. У одних людей от неудачи или утраты опускаются руки, у других же неудача стимулирует волю к победе и мобилизует физические и духовные силы для достижения поставленной цели. ...