Основная часть. Анатомическое строение обонятельной
системы.Страница 3
В качестве отдельных названий некоторых типов феромонов можно привести следующие:
эпагоны - половые аттрактанты;
одмихнионы - метки пути, указывающие дорогу к дому или к найденной добыче, метки на границах индивидуальной территории;
торибоны - феромоны страха и тревоги;
гонофионы - феромоны, индуцирующие смену пола;
гамофионы - феромоны полового созревания;
этофионы - феромоны поведения.
Феромоны, попадая в воздух, воспринимаются вомероназальным органом(далее - ВО), открытым в 1703 г. голландским военным хирургом Ф. Рюшем у солдата с лицевым ранением в область носа. В 1809 г. фон Зоммеринг подтвердил это наблюдение, обнаружив ВО при вскрытии трупов, а двумя годами позже Л. Якобсон впервые описал его у многих видов животных. В 1891 г. Потикье "переоткрыл" ВО у человека, обнаружив орган у 25% из обследованных им 200 взрослых. Вомероназальный орган реагирует на летучие феромоны и другие летучие ароматные вещества, в большинстве своём не ощущаемые как запах или слабо воспринимаемые обонянием.
«До недавнего времени, - утверждает старший научный сотрудник лаборатории развития нервной системы человека НИИ морфологии человека РАМН Виктория Игоревна ГУЛИМОВА, которая занимается проблемой «Запах и подсознание», - не было известно, что человек, подобно большинству животных, имеет дополнительный орган для восприятия запахов - вомероназальный, или якобсонов, который отличается от главного по расположению, строению рецепторных клеток, воспринимаемым запахам и даже по тому, в какие структуры мозга направляется полученная информация. Это не запасной вариант на случай отказа основного обоняния, а автономная система со своими особенностями и задачами.
Якобсонов орган - это два маленьких кармашка в основании носовой перегородки, - объясняет В. Гулимова. - Не очень глубоко - примерно на уровне заднего края крыльев носа. От них идут нервы, передающие сигнал в мозг. Мы в нашей лаборатории изучили множество человеческих эмбрионов в возрасте 7-8 недель и не нашли ни одного, у которого бы не было якобсонова органа! Но во втором триместре беременности происходит нечто странное: этот орган подвергается обратному развитию. В итоге далеко не все взрослые имеют развитый “второй нос”. Таких людей тоже примерно 60% от всего населения планеты.
Кстати, наличие “второго носа” у взрослых еще не означает, что он работает и действительно реагирует на феромоны или какие-либо еще пахучие вещества. Важно - сохранились ли в мозге те структуры, которые отвечают на поступающие от него сигналы. Главная из них - добавочная обонятельная луковица - то место в мозге, куда первым делом поступает информация от органа у животных.
![]() |
По словам Гулимовой, люди действительно могут увлечься друг другом с “первого нюха”. Дело в том, что существует связь между привлекательностью запаха полового партнера и набором генов. Последние определяют предпочтение при выборе полового партнера. Идеально подходящий спутник жизни должен значительно, но не чересчур отличаться от вас по этим генам.
Генетика запахов
Ключом к разгадке принципов работы обонятельной системы стало обнаружение огромного семейства из приблизительно тысячи генов, управляющих работой обонятельных рецепторов. Они расположены на разных хромосомах и приблизительно половина этих генов практически неактивны. А оставшиеся, как считалось ранее, практически не подвержены индивидуальным изменениям и одинаковы у всех людей (вообще, система восприятия запахов считается одной из древнейших и "архаичных" в организме человека). Но, как обнаружили ученые, среди этих 500 генов есть как минимум 50, структура и активность которых неодинаковы у разных людей. Наиболее ярко эти различия выражены между людьми разных национальностей.
Другое по теме:
Эмоции и движение.
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе "Выражение эмоций ...
Результаты диагностики наличия внутренней позиции школьника
Как уже указывалось, для изучения особенностей внутренней позиции школьника мы использовали беседу Нежновой, в которой оценивались основные составляющие внутренней позиции школьника: ориентация на содержание учебной деятельности, ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни,
ориентация на внешкольные виды деятельности и условия.
Представим полученные количественные резул ...
Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она о ...