Методики исследования уровня развития памяти и протекания мнемических процессов у старших дошкольников с нарушением зрения
Страница 2

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Методики исследования уровня развития памяти и протекания мнемических процессов у старших дошкольников с нарушением зрения

Третья серия позволила выявить продуктивность процесса воспроизведения. В эту серию вошли следующие задания.

1. «Запомни и расставь точки» (Л. И. Плаксина)

Для этого используется стимульный материал, представленный в Приложении 1. Лист с точками предварительно разрезается на 4 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с одной точкой, а внизу – квадрат с четырьмя точками.

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из четырех карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов. Объемом воспроизведения ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

– первый (высокий) уровень – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 4 точки;

– второй (средний) уровень – ребенок безошибочно воспроизвел на карточках 3 точки, либо правильно восстановил по памяти 2 точки;

– третий (низкий) уровень – ребенок правильно воспроизвел 1 точку, либо не смог правильно воспроизвести ни одной точки.

2. «Исследование образной памяти» (Л. А. Ясюкова)

Ребенку предлагается таблица с 12-ю картинками (Приложение 1).

Инструкция: «Здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я заберу у тебя эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке».

Время предъявления картинок – 1 минута.

Запишите все, скажет ребенок дословно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно посмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь». Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу.

Обработка результатов. Так как в тестовом задании ребенок сам выбирает слова для обозначения картинок, которые ему надо запомнить, допускается неабсолютная однозначность ответов. Правильным считается любое смысловое соответствие. Например: "корабль", "лодка", "парусник", яхта – все ответы правильны, любой из них оценивается в 1 балл.

Ответы интерпретируются как неправильные и оцениваются в 0 баллов, если в них происходит смысловое искажение. Например: "цветок" – вместо "бабочка"; "молоток" – вместо "топор"; буква "Б" вместо "В"; называние каких-то цифр, букв, предметов, которых вообще не было на картинке. Может встречаться неточное или частичное воспроизведение информации. Например: "СО" – вместо "СО2"; "треугольник" – вместо треугольник с кружком внутри; "квадрат" – вместо "кубик". В этих случаях ответ оценивается в 0,5 балла. Подсчитывается общая сумма баллов, результаты сравниваются с нормативными данными.

– первый (высокий) уровень – можно говорить о наличии хорошей образной зрительной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти могут быть легко компенсированы. Если линейная связь допускает только последовательный (в одном направлении) просмотр информации и последующее ее воспроизведение, то при структурной связи оказывается возможным не простое накопление информации, но и периодическое ее преобразование.

– второй (средний) уровень – образная зрительная память все еще характеризуется как простая, ассоциативная;

– третий (низкий) уровень – образная зрительная память практически не развита. Однако наличие наглядной информации будет улучшать запоминание материала, но ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания информации.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Теоретические аспекты проблемы изучения психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Современное состояние проблемы внимания
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости вс ...

Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих структур
В связи со спецификой организационной деятельности коммерческих и государственных структур выделяются различия в отношении к деньгам у представителей этих групп. Так, для государственных служащих определяющим является именно высокая заработная плата (чем выше занимаемая должность, тем более высокая значимость заработной платы), а у представителей бизнес-структур на первое место выступает возможн ...

Дошкольная программа
Группы из 610 детей со слуховыми нарушениями занимаются от 3 до 5 часов ежедневно. Обычно начинают эту программу с 3х лет и остаются в ней минимум 3 года. Процент интегрированных детей увеличивается, если терапию начинают ранее, или, если продолжают терапию ещё несколько лет после 1го класса. Руководитель группы и индивидуальный терапевт несут ответственность за занятия ребёнка. Родители не обя ...