Заключение

После радикальных социально-экономических перемен в России стали меняться экономико-психологические установки и особенности отношения к деньгам, деньги стали значительно более важной частью жизни людей. Вместе с этим увеличилось количество психологических проблем, связанных с материальным благополучием, экономическим риском, активностью, желанием быть собственником, а также отношением к богатым и бедным, что в свою очередь сказалось и на уровне субъективного благополучия. Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам.

В соответствии с социально-экономическими особенностями жизнедеятельности люди имеют специфические экономико-психологические характеристики и в зависимости от этого строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существующие установки определяют уровень субъективного благополучия, а также его показатели, которые отражают отношение человека к окружающей, в том числе и экономической действительности.

Целью нашего исследования являлось выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций. Поставленные в исследовании задачи реализованы, гипотезы нашли свое подтверждение.

По результатам исследования можно констатировать, что экономико-психологические характеристики у представителей государственной и коммерческой структуры

имеют свои специфические особенности. Так, сотрудники коммерческой организации придают большее значение деньгам, более высоко оценивают свои возможности в повышении собственных доходов, имеют более высокий уровень желания быть собственником и хуже относятся к богатым по сравнению с сотрудниками государственного предприятия. Сотрудники коммерческой структуры чаще, чем госслужащие с понятием «деньги» связывают ответственность, нетерпимость, справедливость, свободу, средство существования, зависимость, принципиальность, комфорт, развлечения, информацию, безопасность, лживость и развитие. В свою очередь, сотрудники госучреждений чаще связывают деньги с любовью и несправедливостью. Субъективное благополучие респондентов характеризуется повышенным уровнем признаков, сопровождающих психическую симптоматику, плохой самооценкой здоровья. Сравнительный анализ показал, что уровни напряженности и чувствительности, самооценки здоровья и степень удовлетворенности повседневной деятельностью оцениваются хуже у сотрудников государственной организации. Вместе с тем, у сотрудников коммерческой организации наблюдается большая неудовлетворенность социальным окружением. В целом результаты исследования демонстрируют особенности взаимосвязи экономико-психологических характеристик с отношением к деньгам и субъективным благополучием. Удовлетворение экономических потребностей, желание быть собственником, интерес к экономическим изменениям, отношение к богатым и бедным, деловая активность взаимосвязаны с представлениями о деньгах как источнике удовольствия, поддержания нормальной жизни, несправедливости, любви и развития, а также взаимосвязаны с такими показателями субъективного благополучия как признаки депрессии, сонливости, рассеянности, удовлетворенность повседневной деятельностью, самооценка здоровья, изменение настроения и неудовлетворенность социальным окружением. Результаты исследования могут быть использованы институтами власти и управления при разработке социальных проектов и финансовой политики в рамках поддержки населения.

Другое по теме:

Новообразования дошкольного возраста. Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или ...

Характеристика выборки
В исследовании принимали участие 16 учителей среднеобразовательных школ: СОШ №44, СОШ №35, СОШ №36 . Из них 8 молодых специалистов (24-35 лет), 7 педагогов старшего поколения (45-55 лет) и 1 учитель пенсионного возраста (62 года). ...

Общая характеристика методов влияния и воздействия
Прием воздействия - это совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится ...