Заключение
После радикальных социально-экономических перемен в России стали меняться экономико-психологические установки и особенности отношения к деньгам, деньги стали значительно более важной частью жизни людей. Вместе с этим увеличилось количество психологических проблем, связанных с материальным благополучием, экономическим риском, активностью, желанием быть собственником, а также отношением к богатым и бедным, что в свою очередь сказалось и на уровне субъективного благополучия. Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам.
В соответствии с социально-экономическими особенностями жизнедеятельности люди имеют специфические экономико-психологические характеристики и в зависимости от этого строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существующие установки определяют уровень субъективного благополучия, а также его показатели, которые отражают отношение человека к окружающей, в том числе и экономической действительности.
Целью нашего исследования являлось выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций. Поставленные в исследовании задачи реализованы, гипотезы нашли свое подтверждение.
По результатам исследования можно констатировать, что экономико-психологические характеристики у представителей государственной и коммерческой структуры
имеют свои специфические особенности. Так, сотрудники коммерческой организации придают большее значение деньгам, более высоко оценивают свои возможности в повышении собственных доходов, имеют более высокий уровень желания быть собственником и хуже относятся к богатым по сравнению с сотрудниками государственного предприятия. Сотрудники коммерческой структуры чаще, чем госслужащие с понятием «деньги» связывают ответственность, нетерпимость, справедливость, свободу, средство существования, зависимость, принципиальность, комфорт, развлечения, информацию, безопасность, лживость и развитие. В свою очередь, сотрудники госучреждений чаще связывают деньги с любовью и несправедливостью. Субъективное благополучие респондентов характеризуется повышенным уровнем признаков, сопровождающих психическую симптоматику, плохой самооценкой здоровья. Сравнительный анализ показал, что уровни напряженности и чувствительности, самооценки здоровья и степень удовлетворенности повседневной деятельностью оцениваются хуже у сотрудников государственной организации. Вместе с тем, у сотрудников коммерческой организации наблюдается большая неудовлетворенность социальным окружением. В целом результаты исследования демонстрируют особенности взаимосвязи экономико-психологических характеристик с отношением к деньгам и субъективным благополучием. Удовлетворение экономических потребностей, желание быть собственником, интерес к экономическим изменениям, отношение к богатым и бедным, деловая активность взаимосвязаны с представлениями о деньгах как источнике удовольствия, поддержания нормальной жизни, несправедливости, любви и развития, а также взаимосвязаны с такими показателями субъективного благополучия как признаки депрессии, сонливости, рассеянности, удовлетворенность повседневной деятельностью, самооценка здоровья, изменение настроения и неудовлетворенность социальным окружением. Результаты исследования могут быть использованы институтами власти и управления при разработке социальных проектов и финансовой политики в рамках поддержки населения.
Другое по теме:
Использование
автоматических реакций основанных на стереотипах поведения
Прежде всего, все люди склонны поддаваться влиянию, если у них нет времени на тщательное обдумывание своих действий и при этом есть некоторые стимулы, которые запускают в действие стереотипное поведение или «…автоматическое реагирование. Как у животных, так и у людей, данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то одним элементом информации» (33).
Использовать этот принцип ...
Применение идей З. Фрейда в психокоррекции. Основные стадии
психоанализа. Применение психоанализа – техники. Требования к личности
психоаналитика
В классическом психоанализе структура личности включает в себя три основных компонента:
1. «Эго», или «Я», – центральная инстанция саморегуляции личности. «Ego «контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.
2. «Супер Эго», или «Све ...
Диагностика особенностей мышления испытуемых
В процессе анализа результатов по методике «Мышление и речь» мы ориентировочно можем выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Представим полученные количественные результаты в виде таблицы.
Таблица 7 ...