Заключение

После радикальных социально-экономических перемен в России стали меняться экономико-психологические установки и особенности отношения к деньгам, деньги стали значительно более важной частью жизни людей. Вместе с этим увеличилось количество психологических проблем, связанных с материальным благополучием, экономическим риском, активностью, желанием быть собственником, а также отношением к богатым и бедным, что в свою очередь сказалось и на уровне субъективного благополучия. Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам.

В соответствии с социально-экономическими особенностями жизнедеятельности люди имеют специфические экономико-психологические характеристики и в зависимости от этого строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существующие установки определяют уровень субъективного благополучия, а также его показатели, которые отражают отношение человека к окружающей, в том числе и экономической действительности.

Целью нашего исследования являлось выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций. Поставленные в исследовании задачи реализованы, гипотезы нашли свое подтверждение.

По результатам исследования можно констатировать, что экономико-психологические характеристики у представителей государственной и коммерческой структуры

имеют свои специфические особенности. Так, сотрудники коммерческой организации придают большее значение деньгам, более высоко оценивают свои возможности в повышении собственных доходов, имеют более высокий уровень желания быть собственником и хуже относятся к богатым по сравнению с сотрудниками государственного предприятия. Сотрудники коммерческой структуры чаще, чем госслужащие с понятием «деньги» связывают ответственность, нетерпимость, справедливость, свободу, средство существования, зависимость, принципиальность, комфорт, развлечения, информацию, безопасность, лживость и развитие. В свою очередь, сотрудники госучреждений чаще связывают деньги с любовью и несправедливостью. Субъективное благополучие респондентов характеризуется повышенным уровнем признаков, сопровождающих психическую симптоматику, плохой самооценкой здоровья. Сравнительный анализ показал, что уровни напряженности и чувствительности, самооценки здоровья и степень удовлетворенности повседневной деятельностью оцениваются хуже у сотрудников государственной организации. Вместе с тем, у сотрудников коммерческой организации наблюдается большая неудовлетворенность социальным окружением. В целом результаты исследования демонстрируют особенности взаимосвязи экономико-психологических характеристик с отношением к деньгам и субъективным благополучием. Удовлетворение экономических потребностей, желание быть собственником, интерес к экономическим изменениям, отношение к богатым и бедным, деловая активность взаимосвязаны с представлениями о деньгах как источнике удовольствия, поддержания нормальной жизни, несправедливости, любви и развития, а также взаимосвязаны с такими показателями субъективного благополучия как признаки депрессии, сонливости, рассеянности, удовлетворенность повседневной деятельностью, самооценка здоровья, изменение настроения и неудовлетворенность социальным окружением. Результаты исследования могут быть использованы институтами власти и управления при разработке социальных проектов и финансовой политики в рамках поддержки населения.

Другое по теме:

Занятие №1 «Знакомство. Подготовка к путешествию»
Материалы: сюрпризки, плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, распечатка текста игры «Водопад», заготовки для оформления бортового журнала, (свой журнал для примера). Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Инна, я капитан волшебного корабля. Скажите-ка мне, вы любите путешествовать? ……… Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное плавание. Вот на этом кораб ...

Виды и процессы памяти
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произво ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...