Заключение

После радикальных социально-экономических перемен в России стали меняться экономико-психологические установки и особенности отношения к деньгам, деньги стали значительно более важной частью жизни людей. Вместе с этим увеличилось количество психологических проблем, связанных с материальным благополучием, экономическим риском, активностью, желанием быть собственником, а также отношением к богатым и бедным, что в свою очередь сказалось и на уровне субъективного благополучия. Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам.

В соответствии с социально-экономическими особенностями жизнедеятельности люди имеют специфические экономико-психологические характеристики и в зависимости от этого строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существующие установки определяют уровень субъективного благополучия, а также его показатели, которые отражают отношение человека к окружающей, в том числе и экономической действительности.

Целью нашего исследования являлось выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций. Поставленные в исследовании задачи реализованы, гипотезы нашли свое подтверждение.

По результатам исследования можно констатировать, что экономико-психологические характеристики у представителей государственной и коммерческой структуры

имеют свои специфические особенности. Так, сотрудники коммерческой организации придают большее значение деньгам, более высоко оценивают свои возможности в повышении собственных доходов, имеют более высокий уровень желания быть собственником и хуже относятся к богатым по сравнению с сотрудниками государственного предприятия. Сотрудники коммерческой структуры чаще, чем госслужащие с понятием «деньги» связывают ответственность, нетерпимость, справедливость, свободу, средство существования, зависимость, принципиальность, комфорт, развлечения, информацию, безопасность, лживость и развитие. В свою очередь, сотрудники госучреждений чаще связывают деньги с любовью и несправедливостью. Субъективное благополучие респондентов характеризуется повышенным уровнем признаков, сопровождающих психическую симптоматику, плохой самооценкой здоровья. Сравнительный анализ показал, что уровни напряженности и чувствительности, самооценки здоровья и степень удовлетворенности повседневной деятельностью оцениваются хуже у сотрудников государственной организации. Вместе с тем, у сотрудников коммерческой организации наблюдается большая неудовлетворенность социальным окружением. В целом результаты исследования демонстрируют особенности взаимосвязи экономико-психологических характеристик с отношением к деньгам и субъективным благополучием. Удовлетворение экономических потребностей, желание быть собственником, интерес к экономическим изменениям, отношение к богатым и бедным, деловая активность взаимосвязаны с представлениями о деньгах как источнике удовольствия, поддержания нормальной жизни, несправедливости, любви и развития, а также взаимосвязаны с такими показателями субъективного благополучия как признаки депрессии, сонливости, рассеянности, удовлетворенность повседневной деятельностью, самооценка здоровья, изменение настроения и неудовлетворенность социальным окружением. Результаты исследования могут быть использованы институтами власти и управления при разработке социальных проектов и финансовой политики в рамках поддержки населения.

Другое по теме:

Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет про ...

Причины возникновения одиночества. Формирование самосознания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, э ...

Экспериментальная часть. Объект, предмет, гипотеза, методы исследования
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей. Объект – профессиональный рост педагогов Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Методы исследования – методики «Мотивация на успех», «Мотивация на избежа ...