Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии. Психологические подходы к проблеме самореализации
Страница 10

Психология » Анализ характера взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности » Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии. Психологические подходы к проблеме самореализации

Итак, для Д.И. Фельдштейна самореализация личности заключается «в развертывании оптимальной способности воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа» [44].

Возможно, главная цель развития личности – это более полная реализация человеком самого себя на основе своих потенциальных способностей и возможностей. Но процесс самореализации представляется нам не достижением определенной вершины – это, прежде всего бесконечный и динамичный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всего жизненного пути, который невозможен без участия других людей, в полной изоляции и противопоставлении себя обществу.

Несмотря на устоявшееся представление о самореализации, значение понятия «удовлетворенность самореализацией» как основной характеристики ее успешности часто лишь предполагается как следствие из определения самореализации, но не операционализируется конкретно. По-другому, удовлетворенностью самореализацией, можно назвать субъективной оценкой достигнутой самореализации. Когда мы говорим о самореализации, как о реализации ценностей, мы предполагаем наличие некоторого объективного уровня реализации ценностей через соответствующие достижения личности. Вместе с объективным уровнем самореализации, существует и оценка самим человеком собственного уровня самореализации, которая, очевидно, может не совпадать с объективным уровнем, но, логично предположить, должна в большей или меньшей степени ему соответствовать.

Е.И. Головаха использует в данном контексте понятие «жизненная удовлетворенность». Автор пишет, что «жизненную удовлетворенность нельзя рассматривать только как одномоментное переживание полноты настоящего. В отличие от удовольствия, извлекаемого из текущей ситуации, удовлетворенность жизнью охватывает и прошлое, и будущее, то есть перспективу, которая нередко позволяет человеку ощутить высокое чувство жизненной удовлетворенности, даже тогда, когда он находится в бедственном положении» [8]. Таким образом, автор подчеркивает, что помимо ситуативного удовольствия, обусловленного достижением того или иного локального результата, существует удовольствие, определяемое человеческой жизнью в целом, зависящее не только от совокупности прошлых достижений, но и осознаваемого потенциала достижений.

К.А. Абульханова-Славская использует понятие «удовлетворенность», применяя его в основном в значении удовлетворенности реализацией уровня притязаний. Уровень притязаний, действительно, является важной составляющей самореализации, определяя для человека ориентиры самореализации. Понятие уровня притязаний также необходимо рассмотреть в контексте построения представлений о самореализации и удовлетворенности самореализацией [1].

В психологии понятие притязаний было введено К. Левиным и исследовалось соотносительно с достижениями личности. Уровень притязаний определяется совокупностью представлений человека о своей личности, о своих возможностях, о планируемых, предполагаемых достижениях. Уровень притязаний, также как самореализация, относится к более общим, интегральным понятиям, образуя более высокий понятийный уровень, чем, например, уровень «деятельность-мотив». Понятие «притязания» настолько шире понятия «мотив», насколько «самореализация» шире «деятельности». Если мотив можно рассматривать как конкретное побуждение, направленное на предмет, то притязания охватывают все смысловое пространство, в котором могут возникнуть мотивы. Если мотив может быть ситуативным, то притязания – это личностное выражение потребностей. Удовлетворенность деятельностью во многом определяется реализованностью мотива. То же можно сказать и о связке «самореализация - уровень притязаний» – удовлетворенность самореализацией в значительной мере определяется степенью реализованности притязаний.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме:

Диагностика мотивации учения дошкольников
В результате диагностики особенностей мотивации учения испытуемых, мы получили следующие количественные данные. Таблица 11 Результаты диагностика мотивации учения дошкольников № п\п Группа «А» (гиперактивные дети) Группа «В» (негиперактивные дети) 1. учебный мотив 4 (13.3%) 16 (53.3%) 2. внешний мотив 10 (33.3%) 10 (33.3%) 3. игровой мотив 16 ...

Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в бо ...

Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Предупреждение и преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет того, как в разное время ученые относились к проблеме асоциального поведения подростков. Мы пришли к выводу, что решение проблемы предупреждения и преодоления а ...