Практическая часть. Методика работы с пациентамиСтраница 2
Клинические особенности отдельных синдромов помрачения сознания представлены в таблицах 2—3 (Воскресенский Б. А., 1990).
Таблица 2
Клинические особенности делирия и онейроида
Делирий |
Онейроид |
Иллюзорно-галлюцинаторное помрачение |
Грезоподобное помрачение |
Развитие постепенное, на основе расстройств восприятия |
Развитие постепенное, на основе глубоких аффективных расстройств и чувственного бреда |
Самосознание сохранено |
Самосознание изменено (перевоплощение или в рамках “двойной ориентировки”) |
Адекватность переживаний и поведения, двигательное возбуждение |
Диссоциация между богатством переживаний и скудостью внешних проявлений |
Экстеропроекция переживаемых образов |
Псевдогаллюцинаторный характер большинства переживаний |
Сохранение воспоминаний о пережитом |
Сохранение переживаний о пережитом |
Специфичность содержания: микро-, макропсии, зоопсии, полиопии, профессиональные сюжеты, сценоподобность. Отрывочность и последовательность отдельных делириозных эпизодов |
Фантастичность, космичность, глобальность, мегаломаничность содержания, его связность и последовательность. Драматичность (больной участвует в “разверты-вающихся событиях”) |
Яркость, красочность галлюцинаторных образов | |
Тонус мышц не изменен |
Кататонические расстройства (обычно восковая гибкость) |
Приступ каждый раз обусловлен внешней вредностью |
Преимущественно эндогенная природа расстройства, периодическое течение. |
Таблица 3
Клинические особенности сумеречного помрачения сознания и аменции
Сумеречные расстройства сознания |
Аменция |
Концентрическое помрачение |
Инкогерентное помрачение |
Пароксизмальность возникновения и окончания |
Развитие постепенное, на основе расстройств мышления (бессвязности) и растерянности |
Глубокое нарушение самосознания (“чуждые поступки”) |
Глубокое нарушение самосознания |
Крайняя аффективная насыщенность и интенсивность психопатологической симптоматики |
Рудиментарность, “отрывочность” продуктивной симптоматики (“аменция — делирий на дефектной почве” — по Кербикову). Ночью может переходить в делирий |
Экстеропроекция переживаемых образов | |
Полная амнезия пережитого (иногда ретардированная амнезия, запаздывающие воспоминания). |
Полная амнезия пережитого |
Крайность содержания (рай, ад, кровь, казни) | |
Внешне упорядоченное поведение (не всегда) |
Возбуждение в пределах постели |
Необычная физическая сила, разрушительность действий |
Беспорядочное метание (яктация), элементы кататонических расстройств, хореиформные гиперкинезы. |
Возникновение незакономерное |
Возникает при длительных истощающих соматических заболеваниях |
Особые виды сумеречных расстройств
Органические:
1) классические, 2) ориентированные, амбулаторные автоматизмы (фуги, трансы).
Другое по теме:
Развитие экспериментальной психологии в России
Успехи психологии были обусловлены применением эксперимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. В России первые робкие попытки поместить в лабораторию не лягушку ...
Формирование временной перспективы в онтогенезе
Как показали исследования и наблюдения, на точность восприятия времени влияют не только личностные и ситуативные особенности, но и возрастные. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у в ...
Результаты изучения психосоциальной зрелости детей, поступающих в первый
класс
Результаты анализа ответов детей в процессе беседы, оценивающей психосоциальную зрелость детей, позволили получить сведения об общих представлениях ребёнка, о его способностях ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Представим полученные данные в виде таблицы.
Таблица 5
Результаты оценки психосоциальной зрелости испытуемых
№ п\п
Группа «А»
(гиперактивные ...