Введение
Страница 1

Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.

Учитывая недостаточную изученность этой актуальной проблемы в раннем онтогенезе, в настоящей работе я провела экспериментальное изучение психологических особенностей агрессии детей шестого и седьмого годов жизни, причин ее возникновения и условий, которые провоцируют формирование агрессивности.

Целью исследования - изучение специфики и причин агрессивного поведения.

Задачи:

1) изучить психологическую специфику агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников;

2) определить возможные причины этих проявлений.

Объект исследования - агрессия и ее проявления в конфликтных ситуациях общения и взаимодействия детей со сверстниками.

Предмет исследования - особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада.

В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие

задачи:

1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую и педагогическую литературу по проблеме агрессии.

2. Изучить психологические особенности агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников в детском саду.

3. Определить возможные причины этих проявления.

Методы исследования.

1. Целенаправленное наблюдение за агрессивными проявлениями старших дошкольников по отношению к сверстникам в естественных условиях в группе детского сада.

2. Социально-психологические методы для обследования системы межличностных связей в группе детского сада и определения положения каждого ребенка в ней. Опрос родителей и опросы детей с целью изучения особенностей их воспитания в семье.

Гипотезы дипломном работы:

Особенности проявления агрессивного поведения тесно связаны с особенностями взаимоотношений ребенка в семье и группе детского сада. Агрессивные действия детей являются способом неадекватного реагирования ребенка на конфликтную ситуацию.

Условиями, провоцирующими проявления агрессии являются:

а) эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада;

б) некоторые (негативные) относительно устойчивые черты его личности;

в) особенности сложившейся эмоционально когнитивной регуляции поведения;

г) недостаточное владение социально-приемлемыми способами разрешения конфликтов;

д) использование в качестве образцов, для подражания агрессивных действий взрослых, сверстников, телевизионных героев.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в изучении психологических особенностей проявления форм агрессии старших дошкольников в группе детского сада, причин, провоцирующих формирование агрессивного поведения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Типы неполных семей и источники их формирования
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству по ...

Этические проблемы в работе психолога.
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности. В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены ниже ...

Коммуникационные барьеры, причины их возникновения и классификация
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над чело ...