ВведениеСтраница 1
Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.
В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.
Учитывая недостаточную изученность этой актуальной проблемы в раннем онтогенезе, в настоящей работе я провела экспериментальное изучение психологических особенностей агрессии детей шестого и седьмого годов жизни, причин ее возникновения и условий, которые провоцируют формирование агрессивности.
Целью исследования - изучение специфики и причин агрессивного поведения.
Задачи:
1) изучить психологическую специфику агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников;
2) определить возможные причины этих проявлений.
Объект исследования - агрессия и ее проявления в конфликтных ситуациях общения и взаимодействия детей со сверстниками.
Предмет исследования - особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую и педагогическую литературу по проблеме агрессии.
2. Изучить психологические особенности агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников в детском саду.
3. Определить возможные причины этих проявления.
Методы исследования.
1. Целенаправленное наблюдение за агрессивными проявлениями старших дошкольников по отношению к сверстникам в естественных условиях в группе детского сада.
2. Социально-психологические методы для обследования системы межличностных связей в группе детского сада и определения положения каждого ребенка в ней. Опрос родителей и опросы детей с целью изучения особенностей их воспитания в семье.
Гипотезы дипломном работы:
Особенности проявления агрессивного поведения тесно связаны с особенностями взаимоотношений ребенка в семье и группе детского сада. Агрессивные действия детей являются способом неадекватного реагирования ребенка на конфликтную ситуацию.
Условиями, провоцирующими проявления агрессии являются:
а) эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада;
б) некоторые (негативные) относительно устойчивые черты его личности;
в) особенности сложившейся эмоционально когнитивной регуляции поведения;
г) недостаточное владение социально-приемлемыми способами разрешения конфликтов;
д) использование в качестве образцов, для подражания агрессивных действий взрослых, сверстников, телевизионных героев.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в изучении психологических особенностей проявления форм агрессии старших дошкольников в группе детского сада, причин, провоцирующих формирование агрессивного поведения.
Другое по теме:
Методика 3. Изучение объема внимания
Цель:
изучение объема внимания
Материалы:
специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овальчиков (см. Приложение 3).
Описание методики и порядок работы:
испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показы ...
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения
На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В. П. Ермаков и Г. А. Якунин (2000). Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий. Слепые и слабовидящие дети, по их мнению, испытывают известные трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям. Долго ...
Вступление
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных ...