Заключение

Правильная организация своего времени является одной из важнейших задач в наш век прогресса и новых технологий, т.к. с каждым годом объем поступающей информации увеличивается, следовательно, человеку необходимо приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Таким образом, построение и ситуативная коррекция временной перспективы личности является составной частью целостной общей стратегии поведения человека. Хотя эта проблема очень актуальна в наше время, она не является достаточно изученной.

В ходе изучения библиографических источников было обнаружены результаты, подтверждающие гипотезу о том, что особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени. Были выделены такие типы, как типы личности, более включенные в социальную динамику и типы личности, слабо включенные в социальные процессы. Также по классификации В. И. Ковалева были представлены следующие типы: стихийно-обыденный, функционально-действенный, созерцательный, творчески-преобразующий. Л. Ю. Кублицкене классифицировала типы личности следующим образом: оптимальный, дефицитный, спокойный, исполнительный, тревожный, неоптимальный. Личность организует свое временное пространство в зависимости от принадлежности к тому или иному типу. Также важную роль играют ситуационные факторы, к ним относятся те параметры ситуации, в которых оказываются люди в условиях современного общества, характеризующегося ускорением всех процессов социального развития. Анализ полученных результатов показал, что при высокой личностной тревожности воздействие ситуационных факторов вызывает повышение уровня активности в практической организации времени, снижение позитивного отношения к прошлому, но планирование и осознание времени и отношение к будущему и настоящему остаются неизменными. При умеренной личностной тревожности воздействие выделенных параметров ситуации приводит к повышению уровня развития планирования и осознания времени при этом отношение ко времени и уровень активности остаются неизменными.

Также теоретический анализ подтвердил вторую гипотезу о том, что формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом, будущее представляется ему только в самом общем виде. С возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Изменение временной перспективы связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение временной перспективы - сближение личного исторического времени.

Таким образом, в ходе исследования обе гипотезы получили научное подтверждение.

Другое по теме:

Классификация типов депрессивного заболевания
1. По гипотетической причине: а) Эндогенная депрессия – возникает изнутри - стабильное окружение. Реактивная депрессия – обусловлена внешними обстоятельствами – лабильное окружение. б) Первичная депрессия – наступает вне связи с другими психическими заболеваниями. Вторичная депрессия наступает после развития другого психического заболевания, например алкоголизма, шизофрении. 2. По тяжести к ...

Обстоятельства, играющие роль в выборе методик патопсихологического исследования
1. Цель исследования-дифференциальная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии. Там, где-предполагается шизофренический процесс, применяются одни методики исследования, при обследовании больного эпилепсией с целью установления выраженности интеллектуально- мнестических расстройств - другие. Для многократны ...

Внутренняя организация активности человека
Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: если кто-то проявляет активность, то в чьих интересах и ради чего? Активность - в каком направлении? Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуется активность? Первый вопрос - о мотивационной основе активности. Второй - о ее целевой основе. Третий - об инст ...