Заключение

Правильная организация своего времени является одной из важнейших задач в наш век прогресса и новых технологий, т.к. с каждым годом объем поступающей информации увеличивается, следовательно, человеку необходимо приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Таким образом, построение и ситуативная коррекция временной перспективы личности является составной частью целостной общей стратегии поведения человека. Хотя эта проблема очень актуальна в наше время, она не является достаточно изученной.

В ходе изучения библиографических источников было обнаружены результаты, подтверждающие гипотезу о том, что особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени. Были выделены такие типы, как типы личности, более включенные в социальную динамику и типы личности, слабо включенные в социальные процессы. Также по классификации В. И. Ковалева были представлены следующие типы: стихийно-обыденный, функционально-действенный, созерцательный, творчески-преобразующий. Л. Ю. Кублицкене классифицировала типы личности следующим образом: оптимальный, дефицитный, спокойный, исполнительный, тревожный, неоптимальный. Личность организует свое временное пространство в зависимости от принадлежности к тому или иному типу. Также важную роль играют ситуационные факторы, к ним относятся те параметры ситуации, в которых оказываются люди в условиях современного общества, характеризующегося ускорением всех процессов социального развития. Анализ полученных результатов показал, что при высокой личностной тревожности воздействие ситуационных факторов вызывает повышение уровня активности в практической организации времени, снижение позитивного отношения к прошлому, но планирование и осознание времени и отношение к будущему и настоящему остаются неизменными. При умеренной личностной тревожности воздействие выделенных параметров ситуации приводит к повышению уровня развития планирования и осознания времени при этом отношение ко времени и уровень активности остаются неизменными.

Также теоретический анализ подтвердил вторую гипотезу о том, что формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом, будущее представляется ему только в самом общем виде. С возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Изменение временной перспективы связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение временной перспективы - сближение личного исторического времени.

Таким образом, в ходе исследования обе гипотезы получили научное подтверждение.

Другое по теме:

Опыт близких контактов с НЛО
Близкие контакты и похищения людей теми, кто кажется представителями иных космических цивилизаций, может часто служить причиной серьёзных эмоциональных и интеллектуальных кризисов. К.Г.Юнг, серьёзно занимавшийся этой проблемой, предположил, что это скорее архетипический феномен, чем опыт встреч с реальными внеземными цивилизациями [9, С.58]. В описаниях наблюдений НЛО типично присутствие необыч ...

Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. С ...

Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии
Для современного этапа психологии характерна тенденция к пересмотру многих устоявшихся понятий, введению новых категорий, переделу границ между традиционными сферами исследований, появлению новых разделов и целых психологических дисциплин. Причем, если прежде общая психология как наука, от которой постепенно «отпочковывались» новые дисциплины, была основным источником и генератором идей в них, т ...