Введение
Актуальность проблемы формирования временной перспективы личности заключается не только в интересе с точки зрения теории, но также в связи с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. К тому же, в наш век технического прогресса невозможно продуктивно осуществлять собственную деятельность без учета психологических и личностных особенностей восприятия времени. Временная перспектива – очень важный личностный конструкт, который отражает временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру.
Время является одной из наиболее сложных категорий в физике и удивительной в философии. Также проблема формирования временной перспективы в онтогенезе является малоизученной в психологии. Одной из причин неизученности является то, что восприятие времени человеком субъективно (индивидуально), но в то же время объективно, т.к. оно везде одинаково и его изменение имеет определенные законы.
Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Исследования гомеровского эпоса показывают, что в «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» существует представление о двух временах: одно – циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.[1]
Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.
Цель данной работы
- изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом.
Гипотезы
:
1.
Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени.
2.
Формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.
Задачи
:
1.
Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2.
Исследовать понятие «временной перспективы» в психологической науке.
3.
Проанализировать особенности восприятия времени человеком в онтогенезе.
Объект:
временная перспектива.
Предмет:
формирование временной перспективы в онтогенезе.
Методологические принципы:
1. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1935).
2. Принцип развития (Дарвин Ч., 1859).
3. Принцип системности (Берталанфи Л. фон, 1937).
Метод:
библиографический анализ.
Другое по теме:
Правило «Не навреди»
В своей профессиональной деятельности психолог и психотерапевт исходит из интересов клиента.
Психолог должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог обращается к коллеге за супервизией.
Если личная проблема психолога становится непреодолим ...
Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным ...
Ощущение как психический процесс.
Понятие об ощущениях
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощуще ...