Введение
Актуальность проблемы формирования временной перспективы личности заключается не только в интересе с точки зрения теории, но также в связи с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. К тому же, в наш век технического прогресса невозможно продуктивно осуществлять собственную деятельность без учета психологических и личностных особенностей восприятия времени. Временная перспектива – очень важный личностный конструкт, который отражает временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру.
Время является одной из наиболее сложных категорий в физике и удивительной в философии. Также проблема формирования временной перспективы в онтогенезе является малоизученной в психологии. Одной из причин неизученности является то, что восприятие времени человеком субъективно (индивидуально), но в то же время объективно, т.к. оно везде одинаково и его изменение имеет определенные законы.
Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Исследования гомеровского эпоса показывают, что в «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» существует представление о двух временах: одно – циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.[1]
Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.
Цель данной работы
- изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом.
Гипотезы
:
1.
Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени.
2.
Формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.
Задачи
:
1.
Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2.
Исследовать понятие «временной перспективы» в психологической науке.
3.
Проанализировать особенности восприятия времени человеком в онтогенезе.
Объект:
временная перспектива.
Предмет:
формирование временной перспективы в онтогенезе.
Методологические принципы:
1. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1935).
2. Принцип развития (Дарвин Ч., 1859).
3. Принцип системности (Берталанфи Л. фон, 1937).
Метод:
библиографический анализ.
Другое по теме:
Барьер «избегание»
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмот ...
Причины тревожности
Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Обнаруживается связь тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания; школьной успешностью; взаимоотношением с учителями и сверстниками; посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальными причинами – ...
Основные принципы психологической коррекции
1. Принцип единства диагностики и коррекции – отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины ...