Введение
Актуальность проблемы формирования временной перспективы личности заключается не только в интересе с точки зрения теории, но также в связи с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. К тому же, в наш век технического прогресса невозможно продуктивно осуществлять собственную деятельность без учета психологических и личностных особенностей восприятия времени. Временная перспектива – очень важный личностный конструкт, который отражает временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру.
Время является одной из наиболее сложных категорий в физике и удивительной в философии. Также проблема формирования временной перспективы в онтогенезе является малоизученной в психологии. Одной из причин неизученности является то, что восприятие времени человеком субъективно (индивидуально), но в то же время объективно, т.к. оно везде одинаково и его изменение имеет определенные законы.
Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Исследования гомеровского эпоса показывают, что в «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» существует представление о двух временах: одно – циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.[1]
Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.
Цель данной работы
- изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом.
Гипотезы
:
1.
Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени.
2.
Формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.
Задачи
:
1.
Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2.
Исследовать понятие «временной перспективы» в психологической науке.
3.
Проанализировать особенности восприятия времени человеком в онтогенезе.
Объект:
временная перспектива.
Предмет:
формирование временной перспективы в онтогенезе.
Методологические принципы:
1. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1935).
2. Принцип развития (Дарвин Ч., 1859).
3. Принцип системности (Берталанфи Л. фон, 1937).
Метод:
библиографический анализ.
Другое по теме:
Транзактный анализ
США. 1956 год. Расположенный в Сан-Франциско институт психоанализа отказывает в членстве в качестве психоаналитика 46-летнему психиатру Эрику Берну (1910-1970), пятнадцать лет проработавшему в данном направлении. Этот врач, вероятно принявший отказ как весьма болезненный удар, в очередной раз показал нам справедливость древней народной мудрости – "Нет худа без добра". Ведь это обидное ...
Виды игр
Основные виды игр — это игры экспериментирования, сюжетные игры, дидактические игры, игры-забавы, интеллектуальные игры и головоломки, подвижные игры, карнавальные и хороводные игры, а также игры походного типа и народные игры.
Внутри каждого из перечисленных видов игр царит большое разнообразие. Так, сюжетные игры дошкольников могут быть и подражательными, и сюжетно-ролевыми, тематика которых ...
Особенности профессиональной мотивации у подростков
Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Важно, что в мотивах подростков с ...


