Введение

Актуальность проблемы формирования временной перспективы личности заключается не только в интересе с точки зрения теории, но также в связи с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. К тому же, в наш век технического прогресса невозможно продуктивно осуществлять собственную деятельность без учета психологических и личностных особенностей восприятия времени. Временная перспектива – очень важный личностный конструкт, который отражает временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру.

Время является одной из наиболее сложных категорий в физике и удивительной в философии. Также проблема формирования временной перспективы в онтогенезе является малоизученной в психологии. Одной из причин неизученности является то, что восприятие времени человеком субъективно (индивидуально), но в то же время объективно, т.к. оно везде одинаково и его изменение имеет определенные законы.

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Исследования гомеровского эпоса показывают, что в «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» существует представление о двух временах: одно – циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.[1]

Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.

Цель данной работы

- изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом.

Гипотезы

:

1.

Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров различным образом влияют на изменение в организации времени.

2.

Формирование временной перспективы жизни происходит постепенно и способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.

Задачи

:

1.

Провести теоретический анализ литературы по данной теме.

2.

Исследовать понятие «временной перспективы» в психологической науке.

3.

Проанализировать особенности восприятия времени человеком в онтогенезе.

Объект:

временная перспектива.

Предмет:

формирование временной перспективы в онтогенезе.

Методологические принципы:

1. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1935).

2. Принцип развития (Дарвин Ч., 1859).

3. Принцип системности (Берталанфи Л. фон, 1937).

Метод:

библиографический анализ.

Другое по теме:

Исследование способности к прогнозированию и агрессии у подростков
Полученные в ходе исследования эмпирические данные представлены в таблице первичных эмпирических данных (Приложение 3). Проанализируем результаты исследования способности к прогнозированию и агрессии у подростков. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 (31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровн ...

Медиана
Медианой называется значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам. Справа и слева от медианы в упорядоченном ряду остается по одинаковому количеству признаков. Например, для выборки 2, 3, 4, 4, 5, 6, 8, 7, 9 медианой будет значение 5, так как слева и справа от него остается по четыре показателя. Если ряд включает в себя четное число приз ...

Анкетирование
Для уточнения характеристик моих исследуемых было необходимо проведение анкетирования, и об этом я рассказала в пункте 2.2.1. Здесь я привожу лишь саму форму этой анкеты, разработанную мной самостоятельно, на основе наблюдений за РД, ознакомления с работами других авторов, посвященных исследованию этого молодежного течения. Общая карта (ролевика – реконструктора – толкиениста.) нужное подчеркну ...