Социальная ситуация: сущность, типология
Страница 2

В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. [38].

Еще А.С. Макаренко (1935 год), например, указывал, что каждому воспитателю необходимо не только знать общепринятые методы воспитания и обучения, но также и учитывать своеобразие их преломления через восприятие личности подростка – объекта воспитания. Идея комплексного подхода к исследованию личности уже давно утвердилась в русле общепсихологической теории (Б.Г. Ананьев (1973 год). Необходимость такого подхода к изучению личности трудных подростков диктуется в настоящее время фактами, свидетельствующими о малой диагностической и прогностической ценности разрозненных и узкоспециальных обследований, когда отдельные характеристики личности не могут объяснить целостной природы противоправного поведения. Комплексный подход представляется наиболее эффективным при рассмотрении личности подростка как сложной системы, образуемой сочетанием различных по уровню сформированности и содержанию психологических свойств и находящейся в динамике своего онтогенетического развития [3, 24].

На основании анализа выше изложенного можно сделать вывод, что личность подростка – это сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, нахождении в трудной жизненной ситуации, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Управление конфликтами в обществе
Управление экономическими конфликтамипредполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждени­ем и разрешением конфликтов. В зависимости от характера конфлик­та этот процесс может осуществляться на различном уровне: межго­сударственном, государственном, региональном и местном. Особое место в управлении экономическими конфликтами принадлежит го­сударству, а также различны ...

Психологический диагноз: принципы и уровни построения
Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индив ...

Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
В советской психологической науке основой для исследования мышления служит учение классиков марксизма-ленинизма о природе психических процессов и явлений. Марксистско-ленинское понимание мышления позволяет раскрыть специфику взаимодействия субъекта с познаваемым объектом. В. И. Ленин отмечал, что « .человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая скл ...