Заключение

Н. Карамзин справедливо назвал самоубийство «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». И, на мой взгляд, к детским и подростковым суицидам эту фразу можно отнести вдвойне и втройне. Все существующие теории, с помощью которых маститые психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, мягко говоря, не справляются со своей задачей. Понять суицид невозможно.

Единственное, что мы можем – пытаться вернуть заблудившимся душам веру в жизнь и отношение к ней как к высшей ценности. Но с подростками это, возможно, даже сложнее чем со взрослыми людьми. У подростков совершенно сбита ценностно-ориентационная сфера личности. Как я уже говорила во введении, нет традиций, по которым подростки могли бы жить, и нет инстинктов, которые могли бы вести их. А что же тогда есть? Есть культ насилия, саморазрушения и ненависти в масс-медиа, есть множество примеров того, как бездарные самоубийцы превращались в «непонятых гениев», и, наконец, есть вопросы без ответов.

Какие вопросы? Ну, например, «зачем я живу?», «как справиться с этим миром и успешно влиться в него?», «почему меня все ненавидят?» и так далее. Если подросток не находит ответы (а чаще всего именно так и происходит), он может выбрать страшную альтернативу.

Завершить эту работу мне хотелось бы отрывком из психологического эссе Н. Бердяева «О самоубийстве»: «…Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.

Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству .

Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука…»

[1] Термин «ноогенный невроз» был также введен в психологию В.Э. Франклом

[2] http://www.regnum.ru/news/544611.html/

[3] Парасуицид – несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. Парасуицид объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий с низкой суицидальной вероятностью.

[4] Все эти эпитеты – цитаты из прессы, я не берусь никого осуждать

[5] Пресуицид – состояние личности, обуславливающее повышенную (в отношении к условной «норме»), вероятность совершения суицидального акта.

[6] Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатией. При сложных психогенных ситуациях а.х. могут явиться условием формирования краевых психопатий.

[7] Все описанные виды терапии можно эффективно сочетать между собой

Другое по теме:

Экспериментальное исследование влияния интереса на запоминание и успешность обучения. Методы диагностики
В данной работе для проведения исследования использовались неэкспериментальные методы - анкетирование, диагностические – тест, и экспериментальные – естественный эксперимент. Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Преимуществ ...

Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: 1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; 2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных це ...

Методы психологии
Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического исследования не мог не привести к мысли о необходимости его особых методов. Изучая деятельность человека, протекающую в точно учитываемых условиях, мы получаем возможность судить о психических процессах ...