Заключение
Страница 2

Условием проявления физической агрессии являются опасения матери относительно самостоятельности ребенка, стремление к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, на фоне эмоционального отвержения подростка, причиной которого является то, что мать видит в ребенке отрицательные черты, наличие которых она ощущает у себя, но не признает этого.

Условиями проявления вербальной агрессии, подозрительности и обиды является игнорирование со стороны матери потребностей подростка, особенно в эмоциональном контакте, общении с ней, в ее любви, на фоне потворствующей или доминирующей гиперпротекции, которая возникает, как правило, при нарушениях супружеских отношений и может быть следствием возникшего страха перед нарастающей самостоятельностью ребенка. Все способствует возникновению ощущения у подростка отсутствия эмоциональной близости с матерью, требования к нему матери, с одной стороны, кажутся непомерными, не соответствующими его возможностям, с другой стороны, мать стремиться игнорировать его взросление, обращаясь с ним как с ребенком. Все это обижает подростка, проявляется в недоверии и осторожности и выливается в вербальной агрессии.

Гиперпротекция, прямо или опосредованно присутствующая в выявленных факторах, и потворствование являются несомненным условием формирования подростковой агрессии; физической и вербальной, обиды, раздражения, подозрительности и негативизма, что вполне объяснимо особенностями подросткового возраста, формируемым чувством взрослости, которое мать боится и игнорирует. Проявления агрессии подростков можно отнести к симптомам нормативного кризиса подросткового возраста, кризиса отношений (по Д.Б. Эльконину).

Условием, формирующим такие агрессивные формы поведения как обида, подозрительность и вербальная агрессия, являются чрезмерные требования матери, игнорирование его взросления, отсутствие у подростка ощущения любви матери, близости к ней, т. е. им необходима та идеальная любовь, о которой писал Э. Фромм, что ребенок любим матерью просто за то, что он есть, материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность.

Таким образом, гипотеза исследования, что можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды, подтвердилась

Работа по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков имеет большое значение для школы и для общества в целом, т.к. помогает «растущему человеку» обрести свое “подлинное «Я», адаптироваться в обществе, реализовать свое чувство зрелости и найти свое место в системе человеческих отношений.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Дифференциально-диагностический опросник
В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», человек – ...

Вывод
1. Феномен суицидальной активности рассматривается как в общих трех подходах: социологический, психопатологический и социально-психологический. Так и как объяснение суицидальной активности (термин разработанный школой Ю.Р. Вагина) в рамках авитальной активности. 2. Для подросткового возраста, в отличие от других возрастных форм, характерны такие особенности, как период интенсивных психологическ ...

Эмоции и движение.
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе "Выражение эмоций ...