Введение

Проблема самореализации личности не нова. И в прошлом, и в настоящее время эта проблема интересовала и интересует представителей самых различных дисциплин: философии, психологии, социологии, истории, педагогики, обществоведения и др. Спортивная деятельность представляет собой одну из сфер деятельности, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Благодаря высокой конкуренции, эта деятельно имеет четкие критерии оценки результатов, требует высокой активности от человека и обладает высочайшей мотивацией. В этом контексте особую значимость представляют исследования взаимосвязей самореализации и мотивации. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения (Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Стамбулова Н.Б.). Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения, особенно в прикладном характере изучения. Слабо уделялось внимание взаимосвязи самореализации в спорте и мотивации спортивной деятельности. В нашем исследовании мы позволили себе разделить мотивы спортивной деятельности на социальный и индивидуальный типы. Рассмотрение данной тематики позволит глубже изучить эту проблему

Объект: самореализация личности в спорте

Предмет: взаимосвязь самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности.

Цель: изучить характер взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности.

Гипотеза:

1. Спортивная деятельность может изучаться как самореализация личности в спорте, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности самореализацией.

2. В мотивации спортивной деятельности может быть выделено два типа – индивидуальная и социальная, причем социальная мотивация в большей степени способствуют самореализации в спорте, чем индивидуальная.

В соответствие с целью и выдвинутыми предположениями, решались следующие задачи:

1. определить теоретические основания изучения самореализации личности;

2. определить теоретические основания изучения мотивации спортивной деятельности;

3. определить теоретические основания изучения спорта как вида деятельности;

4. провести экспериментальное исследование самореализации личности в спорте.

Методы и методики исследования. В исследовании применяются следующие методы: анализ научной литературы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, математическая обработка данных. В качестве конкретных методик были отобраны следующие: тест ценностных ориентации Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым.; методика «Мотивы занятий спортом» разработанная А.В. Шаболтасом; методика «Изучение мотивов занятий спортом» разработанная В.И. Тропниковым.

Научная новизна. Были получены данные о процессе самореализации в спорте как модели деятельности, требующей определенной мотивации. Показана значимость мотивации спортсмена в становлении и динамике самореализации и спортивной карьеры. Исследована специфика процесса самореализации в спорте в зависимости от типа (вида) мотивации. Разработанна собственная типология мотивов спортивной деятельности на основании проведенного исследования.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы при диагностике и коррекции мотивационной структуры спортсменов. Как основание для разработки технологий практической коррекции лиц с трудностями самореализации в спортивной деятельности. На основе анализа полученных данных сформулированы практические рекомендации, которые могут быть использованы для совершенствования психологической подготовки спортсменов. Данные, полученные в работе, могут быть включены в содержание спецкурсов по психологии спорта и общей психологии.

Другое по теме:

Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи: - выявить способность изображать оригинальные образы; - оценить степень развития воссоздающего воображения. В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраст ...

Взаимозависимость качеств личности и общности
Социализация личности происходит под влиянием социума – тех общностей, в которых находится человек. Известно, что под влиянием родительской семьи у человека закладывается система ценностей, нормы отношений к старшим, сверстникам и т.д. Вместе с тем, на человека влияют не только малые группы, в которых он непосредственно развивается, но и культура, ее тип, характеристики, Все это сказывается на х ...

Суицидальная активность в связи с детско-родительскими отношениями. Определение детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения – «это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [31]. Конфликт (проблема отцов и детей) между поколениями вполне нормален и неизбежен, т.к. причина тому различие поколения. И эта различие не несет ни зла ни добра, и, следоват ...