Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность
Страница 1

Психология » Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков » Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность

По Платонову, можно выделить пять социально-психологических типов семей, в которых вполне возможно появления суицидальной активности:

1. «Дезинтегрированная семья, характерными особенностями которой являются обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие эмоциональных связей между ними. Особенно опасная ситуация может сложиться в частично дезинтегрированной семье, в которой кто-то оказался в одиночестве перед объединившимися против него родственниками» [15, с190-191].

Здесь, по-видимому, идет речь о том, как человек воспринимает данную ситуацию. Если он смирился с такой участью (либо дистанцировался от негативных эмоций) то в таком случае не возникнет суицидальной опасности, потому что человек просто не будет воспринимать данную эмоциональную связь, либо найдет себе замену (например, понимание очень близкого друга, прародителя или другого родственника). Но придав вес (сознательно или бессознательно) формальности отношений возникают переживания и в неразрешимой ситуации человек склонен к самоубийству. Таким «бедным родственникам» остается лишь смириться со своей участью либо совершить самоубийство.

2. «Суперинтегрированная семья, где нарушается чувство личной автономности ее членов, которые настолько «вжились» друг в друга, что не мыслят жить врозь, отдельно. В такой семье смерть одного обнажает абсолютную беспомощность другого» [15, с191].

Вообще смыслом для существования родителей есть дети, уже отсюда вытекает вывод, что подобная интеграция является нормой [29, с155-156]. В меньшей или в большей степени это выражено, но смысл остается тот же. Однако если дети вживаются в родителей (растворяя себя в родителях), то данный факт носит предостерегающий характер. Возможно, здесь можно сказать о невозможности ребенка существовать во взрослом мире самостоятельно, т.к. ребенок не повзрослел, не может нести за себя ответственность. Под действием родительской позиции, придание несовместимой роли ребенку [16, с107-108], последний остается неспособным к будущей интеграции в обществе. Из сложившейся ситуации у такого индивида остается два выбора: либо смириться с участью и ждать своей гибели, либо бороться с конфликтной ситуацией.

3. «Дисгармоничная семья, характеризующаяся рассогласованием целей, потребностей ее членов, отсутствием взаимной ориентации на общность и согласие, нежеланием поступиться собственными интересами и привычками. В таких семьях лидирующий член семьи постоянно навязывает остальным свои привычки, требует изменить поведение, стремится заставить всех членов семьи вести себя в соответствии с неприемлемыми для них ценностными ориентациями» [15, с191].

Возможно, диктат, который проявляет «глава» семьи вытекает из раздутого эгоизма, преувеличение собственной персоны. Это походит на подростковую поведенческую среду, где значимость подростка выше остальных окружающих. Вероятно, не перейдя во взрослую жизнь, по Кьеркегору не перейдя от эстетического в этический тип [29, с47-48], хотя внешне возможно виден переход, но по сути человек продолжает относиться негативно к реальности, остается быть выше, значимее остальных. Возможно имея врожденную приспособляемость к сложным условиям жизни, данный диктат не будет сильно влиять на людей. Но если человек не способен совладать с суровым внешним воздействием, то остается лишь включить защитные механизмы. Может быть при тупиковой нерешенности конфликта и возникает суицидальную активность.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Эрих Фромм
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в городе Франкфурте-на-Майне. Получив в 22 года степень доктора философии (его научным руководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказывается в берлинском Институте психоанализа. Добросовестно изучив теорию ортодоксального фрейдизма и применяя ее в клинической практике, Фромм вскоре начинает сомневаться. Эти сомнения постепенно приве ...

П.А. Рудик (1948)
В дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов. Это: 1) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими; 2) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей; 3) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем в ...

Специфика ведения переговоров с противником (преступниками)
Российская действительность свидетельствует о том, что переговоры с противником (преступниками) — довольно актуальная проблема нашего времени. Региональные и этнические конфликты, борьба с терроризмом, освобождение заложников, обмен военнопленными ставят руководителей силовых структур в положение, когда необходимо вести диалог с противником с целью прекращения насилия и достижения компромисса. Э ...