Причины возникновения одиночества. Формирование самосознания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира
, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.
2.
Появляется осознание необратимости времени
, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.
Постепенно, из мечты, все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания.
3. Формируется целостное представление о самом себе
, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе.
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.
Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душеном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого – сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально - физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства». Данные различия в формировании личности юношей и девушек влекут за собой некоторые последствия. Часто девушек интересуют юноши старшего возраста. И это вполне объяснимо. Как уже было сказано, девушки взрослеют морально и физически раньше юношей, поэтому чтобы получить нужное им внимание они находят его среди молодых парней. Часто это вызывает чувство неполноценности и комплекса у юношей.
Другое по теме:
Психологическая совместимость в семье
Для того чтобы понять, что такое совместимость, приведем определение Т.В. Андреевой: совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать [1].
Л.М. Щеглов, подчеркивая, что адаптация партнеров оценивается по уровню их совместимости, подразделяет последнюю на следующие виды:
- духовная, то ...
Рекомендации учителям и
родителям по снижению агрессивного поведения у подростков
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое ...
Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в
подростковом возрасте
Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования все вычисления и расчеты проводились при помощи c -критерия Пирсона. Мы выбрали именно этот критерий, потому что с его помощью ...


